3 декабря 2001 года. Растущая угроза, которую представляет для Соединенных Штатов Америки иранская программа в области ядерного оружия, иллюстрирует, почему унилатерализм (принцип односторонних действий - прим. пер.) в американской внешней политике не имеет смысла. Согласно оценкам информированных источников в американской и израильской разведках, Исламская Республика Иран будет иметь собственное ядерное оружие в ближайшие 3-5 лет. Эта опасная перспектива является результатом передачи Ирану материалов и технологий из России.
Если администрация Буша-младшего (George W. Bush) все еще хочет помешать правящему в Тегеране режиму разработать и принять на вооружение ядерное оружие и средства его доставки к целям, то ей придется предпринять то, чего не смогли, как ни пытались, сделать ее предшественники: заставить Кремль полностью прекратить безответственную продажу российских ядерных и ракетных материалов иранцам.
Как нередко случается в реальном мире, Соединенные Штаты, несмотря на все свое богатство и могущество, не способны в одностороннем порядке помешать Ирану стать обладателем ядерного оружия. Эта цель, отвечающая самым насущным американским интересам, требует, чтобы Вашингтон нашел способ убедить Москву прекратить делать то, что, по определению российских руководителей, отвечает их национальным интересам - или ведомственным и торгашеским интересам российских военных.
Президент Буш-младший не только должен уступить нуждам многосторонней внешней политики. Для того чтобы заставить россиян отказаться от выгодной тайной коммерции, г-ну Бушу-младшему придется окунуться в переговоры и сделки того самого сорта, к которым, как давно уже говорит он сам и его советники, он питает отвращение. Для того чтобы принудить г-на Путина запретить беззаботную ядерную коммерцию его военных с Ираном, Бушу-младшему не остается иного выбора, как посулить тому вознаграждение, либо пригрозить серьезными карами. Иранская программа в области ядерного оружия должна стать одним из обязательных пунктов, который будет определять успех или неудачу любой всеохватывающей договоренности между Москвой и Вашингтоном после 11 сентября.
Безусловно не имеет смысла одарить г-на Путина правом российского вето на определенные решения Организации Североатлантического договора (НАТО), если г-н Путин будет и дальше разрешать продажу Ирану критически важных ядерных и ракетных компонентов под тем предлогом, что российские фирмы действуют самостоятельно. В сфере распространения ядерного оружия никакой частный бизнес не должен быть огражден от вмешательства правительства.
Если г-ну Путину нужно американское сотрудничество в деле установления стабильности в послевоенном Афганистане и на прилегающих к нему территориях, он, со своей стороны, должен принять эффективные меры к тому, чтобы Иран вслед за Пакистаном и Индией не стал новым членом клуба ядерных держав. Одним из выигрышей от американо-российского сотрудничества в деле стабилизации Средней Азии могло бы стать строительство прибыльных нефте- и газопроводов из Каспийского бассейна через Афганистан к незамерзающим портам в Пакистане или Иране. Г-ну Путину следует сказать, что Россия не получит своей доли прибылей от этого потенциально выгодного предприятия, если только не закроет свой "ядерный трубопровод" в Иран.