"Несмотря на уверения, что он не дастся живым в руки американцев, Усама бен Ладен совершенно не собирается отдавать приказание убить себя, и еще меньше у него намерений покончить жизнь самоубийством". Таково мнение Джеррольда Поста (Jerrold Post), самого крупного американского "политического психиатра", основателя Центра анализа личности и политического поведения, правительственного института, разрабатывающего психологические портреты политических лидеров и диктаторов по заказу правительства США.
- Почему Вы полагаете, что бен Ладен настолько цепляется за жизнь?
- Шейх делает все, чтобы не умереть, поскольку считает нецелесообразным и даже противным намеченной цели исчезнуть, не закончив великую миссию, на которую его вдохновил Аллах. Эффективность его руководства состоит именно в умении убедить своих последователей в добре и справедливости дела, которое он "продает" как божественное. Усама - не Гитлер, как считают некоторые.
- В каком смысле?
- Гитлер заперся в своем берлинском бункере и не имел никакого другого убежища. Бен Ладену трудно выбрать одно из многочисленных мест, куда он может переместиться вместе со своей организацией Аль-Каида: это такие "дружеские" страны, как Сомали, Йемен, Судан, Филиппины.
- Значит, весьма ошибочно представлять, что он окружен и охвачен страхом?
- Я абсолютно не верю, что он боится. Бен Ладен с самого начала предвидел именно такую реакцию американцев, шаг за шагом, и детально приготовился к ней. Подготовил территорию, причем не только афганскую, а эффективно действующую сеть, которая позволяет ему проворно скрываться. Именно поэтому он все еще не пойман. Но, может быть, так лучше.
- Что Вы хотите сказать?
- Если он будет пойман, нам придется опасаться ответной реакции Аль-Каиды, которая может, например, взять заложников, и превратить бен Ладена в мученика, который должен быть отомщен. А если он никогда не будет схвачен, то есть риск появления мифа о "скрывшемся Имаме", который вернется. Эта идея стара, как мир, и уже обрабатывалась Хомейни (Komehini) в Иране.
- В интервью одной арабской газете мать бен Ладена, Алия, отказалась критиковать сына.
- Алия была наименее любимой из жен Мохаммеда бен Ладена, и Усама, не будем об этом забывать, - это единственный бен Ладен, рожденный ею. Мать и сын - это две одинокие души, отвергнутые огромным кланом, который отодвинул их к краю, вынудив цепляться друг за друга. Меня не удивляет, что это отношение симбиоза продолжается и сегодня.
- Смерть бен Ладена остановит терроризм Аль-Каиды?
- К сожалению, нет. Аль-Каида сильно отличается от других террористических организаций, которые формируются вокруг харизматической фигуры лидера. Организация "Сендеро Люминозо" (Sendero Luminoso) в Перу, например, получила смертельный удар, когда был схвачен Абимаэль Газман (Abimael Guzman), и то же самое произошло с турецкой PKK, когда Окалан (Ocalan) был арестован. Но так не будет с Аль-Каидой, огромным холдингом, по отношению к которому Усама является не более, чем chairman of the board, президентом совета администрации, хотя и харизматическим. Роль генерального директора в руках "нвторого номера" Аль Завахири (Al Zawahiri), разработчика кровопролитий 11 сентября.
- Именно он - преемник, указанный Усамой.
- Вот именно. Египтянин Аль Завахири - еще более харизматический лидер, чем бен Ладен. У него в активе - основание исламского Джихада, он был одним из организаторов убийства Анвара Садата (Anwar Sadat) в 1981, и именно он позаботится о развитии Аль-Каиды с точки зрения финансирования и логистики. И только если слухи о его смерти, все еще не подтвержденные, окажутся правдой, тогда Аль-Каиде, действительно, трудно будет выжить.