До этого в администрации шли разговоры, что Буш (Bush), возможно, объявит о выходе из Договора от 1972 года уже на этой неделе. Его пресс-секретарь Син Маккормак (Sean McCormack) не стал подтверждать эти сроки, однако сказал следующее: "Этот момент приближается. Президент хочет выйти из Договора".
Действительно, выход из Договора не является неожиданностью. С момента начала избирательной кампании Буш неоднократно давал ясно понять, что считает Договор по ПРО устаревшим. В начале следующего года администрация США собирается начать строительство испытательного центра для системы противоракетной обороны и, кроме того, провести ряд испытаний с противоракетным щитом, что будет являться нарушением Договора по ПРО. Поскольку выйти из Договора можно лишь через шесть месяцев после объявления об этом намерении, Вашингтон теперь вынужден действовать.
В России, которая всегда выступала за сохранение Договора по ПРО как краеугольного камня глобальной системы безопасности, сообщение из Вашингтона было воспринято с удивительным спокойствием. "Этого шага следовало ожидать, президент Буш не один раз официально высказывался за создание американской системы противоракетной обороны, - сказал руководитель Комитета по внешней политике российского Совета Федерации Михаил Маргелов. - Нет никакой причины для истерии".
Такая осторожность может быть не случайной: эксперты в Вашингтоне говорят, что за всем этим может стоять закулисный торг. В этот понедельник, во время своего визита в Москву государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) дал понять, что США, в отличие от своей прежней позиции, готовы закрепить согласованное в ноябре решение о сокращении на две трети количества боеголовок специальным договором. На этом российский президент Владимир Путин настаивал во время своего визита в США.
Сопротивление Москвы ослабло
Сопротивление Москвы могла ослабить также более глубокая интеграция России в процесс принятия решений в НАТО.
"Причиной этого может быть то обстоятельство, что администрация США идет навстречу Москве в вопросе разоружения. Достигнутые на прошлой неделе соглашения о более тесных отношениях между НАТО и Россией тоже могли подсластить Москве пилюлю, связанную с выходом США из Договора по ПРО", - считает Эндрю Кучинс (Andrew Kuchins) из Фонда Карнеги.
Отказ США участвовать в Договоре по ПРО вряд ли повредит двусторонним отношениям, думает также и Сергей Караганов - глава российского Совета по внешней и оборонной политике. Односторонний выход, по его словам, для России, возможно, даже выгоднее, чем внесение в Договор изменений, которые могли бы потребовать компромисса сомнительного характера.
"Теперь мы можем сваливать на Вашингтон за все негативные последствия", - говорит эксперт по внешней политике Вячеслав Никонов. Россия, сказал он, до конца выступала за сохранение Договора, теперь у Москвы развязаны руки в выборе своей структуры безопасности. Теперь в связи с официальным сближением Москвы и Вашингтона, продолжает он, нельзя говорить и об осложнении отношений между Москвой и Пекином. Китай тоже резко выступал против ПРО. При этом он искал поддержки у России.
Тем не менее, решение США воспринимается по большей части негативно. "Как Россия отреагирует детально, пока еще не определено", - говорит глава Комитета по международным делам Думы Дмитрий Рогозин. Однако под угрозой оказывается Договор СНВ-2, поскольку ратификация его российской Думой была поставлена в зависимость от сохранения Договора по ПРО.
Рогозин одновременно высказал возможность оснащения тяжелых ракет наземного базирования кассетными боеголовками, которые были запрещены Договором СНВ-2. Против таких ракет противоракетный щит США оказался бы бесполезным.
В Конгрессе раздаются слова и похвалы, и порицания
Решение Буша относительно Договора вызвало в Конгрессе двоякую реакцию. Консервативные республиканцы приветствовали его. Однако влиятельный глава демократического большинства в Сенате Дашл (Daschle) считает решение неверным. Его соратник по партии Джозеф Байден (Joseph Biden), который возглавляет внешнеполитический комитет, предупреждает: "Односторонний выход из Договора по ПРО был бы большой ошибкой. Правительство до сих пор не представило ни одного убедительного аргумента, почему испытания компонентов запланированной системы противоракетной обороны действительно требует выхода из Договора, который последние 30 лет служил сохранению мира, сказал он.
В военном плане выход США из Договора не представляет для России никакой опасности. Российский ядерный потенциал достаточен для того, чтобы пробить брешь в оборонительном щите США. К тому же Москва располагает технологиями, которые делают практически невозможным перехват ракет, говорит Андрей Кокошин, бывший заместитель министра обороны. С помощью таких "асимметричных мер", которые эффективны и дешевы, можно быстро восстановить баланс сил.
Против решения США выступают только российские коммунисты. Их руководитель Геннадий Зюганов обвиняет Вашингтон в том, что он проводит "политику международного терроризма".