12 декабря 2001 года. Решение президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года крайне плохо для будущего контроля над вооружениями. Даже несмотря на то, что Москва, как кажется, готова принять объявленное Вашингтоном решение без сильных протестов, Соединенные Штаты когда-нибудь еще могут пожалеть о том, что создали этот прецедент. Г-н Буш-младший выходит из этого договора потому, что ему хотелось бы беспрепятственно разрабатывать его противоракетный щит. Время он выбрал подходящее: после событий 11 сентября американские избиратели хотят дополнительной защиты от внешних угроз. Его репутация очень высока в свете очевидного успеха антитеррористической кампании. А отношения с Москвой редко когда бывали лучше.
Но отказ от Договора по ПРО является ошибкой. Российский президент Владимир Путин дал понять, что готов интерпретировать этот договор гибко, чтобы позволить Соединенным Штатам продолжать испытания своих противоракетных комплексов. Союзники Вашингтона по Организации Североатлантического договора (НАТО), у которых есть свои сомнения по поводу противоракетного щита Америки, скорее согласились бы на формулу, которая приемлема для Москвы. Вместо этого мы получим вакуум. Какое-то время это, возможно, будет неважным. США и Россия готовят еще один раунд сокращений своих ядерных боезарядов, что следует приветствовать, даже если они и сохранят свою способность уничтожить весь мир. Однако другие признаки являются менее успокоительными.
Вчерашняя спокойная реакция России включала, в том числе, угрозу ускорить разработку ракет с многозарядными головными частями несмотря на то, что они запрещены соглашением о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Поскольку соглашение СНВ-2 так никогда и не было ратифицировано, Москва имеет полное право действовать в одностороннем порядке, как это только что сделал г-н Буш-младший.
У России имеются затруднения с финансированием программы разработки новых головных частей ракет, поэтому Западу пока не стоит беспокоиться. Но подразумеваемая угроза ответить по принципу "око за око, зуб за зуб" показывает, как легко можно разрушить годами укреплявшееся доверие друг к другу. Это, возможно, не так очевидно сегодня, принимая во внимание теплые отношения между США и Россией, но это может негативно сказаться на будущих отношениях.
Г-н Буш-младший многим жертвует ради своего противоракетного щита, который все еще может оказаться технически неосуществимым. И даже если он будет работоспособным, едва ли он защитит Соединенные Штаты от угроз, с которыми они сталкиваются сегодня. Заявленная цель - предотвратить ракетные нападения со стороны так называемых "государств-изгоев". Но, как показали недавние события, изгоям не нужны ракеты, чтобы сеять смерть и разрушения.
Далее, решение г-на Буша-младшего заставляет думать о вызывающем беспокойство возврате к унилатерализму ("унилатералист" - сторонник односторонних действий - прим. пер.). Он превозносил пользу многостороннего подхода в своей войне против терроризма. Но он пока не продемонстрировал, что по близким его сердцу вопросам готов идти навстречу пожеланиям союзников. Он мог бы, но не захотел четко обосновать свое несогласие с Договором по ПРО. Будут и другие вопросы, в которых Вашингтон не согласится со своими союзниками по НАТО. Г-ну Бушу-младшему не стоит забывать, что, даже если Соединенным Штатам и не требуется внешняя военная помощь, политическая поддержка, как показала нынешняя война, для них бесценна.