Вышедшие из абсолютно противоположных слоев населения, Усама Бен Ладен и мулла Мохамед Омар могли бы никогда не встретиться. Но странный заговор объединил саудовского миллионера, патрона Аль-Каиды и деревенского муллу, выросшего в глубокой глуши. Глобалист Усама и ретроград Омар, кто из них главный? Двойной портрет.
В то время как США и Северный Альянс усиливают облаву, затягивая петлю вокруг Усамы Бен Ладена и муллы Омара, главари Аль-Каида и "Талибан" пустились в бегство бок о бок, они неразлучны, как и во время завоевания Афганистана в 1996-1998 г и после него. Племенные вожди пуштунов предают их один за другим, у них нет средств связи, а территория, которую они контролируют, сужается день за днем, как шагреневая кожа. В это время, 15 ноября пресс атташе муллы Омара вдруг заявляет, что Бен Ладен, как никогда, готов сражаться, и что он скорее предпочтет смерть, чем попадет в лапы к американскому Сатане.
Однако, оставив в стороне их религиозный фанатизм, а равно и то, что американская пропаганда окрестила их дьяволами, назначив за их голову цену, как когда-то на Диком Западе, - помимо этого, мало что связывает "крестьянского мистика" и "заводчика на западный манер", как назвал их Оливье Руа (Olivier Roi), директор Национального центра научных исследований (CNRS) и специалист по исламу. Мулла Омар и Бен Ладен были неразлучны последние пять лет. Будут ли они едины и в своей смерти? Если им удастся спастись от коммандос и выжить под бомбами, разойдутся ли они в разные стороны, один - в бесплодные горы, а другой - на новую иностранную базу, чтобы продолжить по отдельности свой мировой крестовый поход, или один из них предаст другого?
За решеткой дат и редких достоверных фактов их биографий, известных нам, оба создали легенду, агиографию, которая состоит из лубочных картинок. Эта легенда превратила их в героев для огромной массы мусульман и террористов-фанатиков как на Западе, так и во многих других странах: России, Китае, Японии, Индии и даже в соседнем Иране┘ Их сторонники обрядили их в прекрасные одежды, приписали им военные подвиги, их противники вешают на них всех собак, сваливают все грехи, физические и моральные. Очень трудно отделить миф от реальности. Говорят, например, что у Бен Ладена пять жен, или что только три, а одна его дочь, или сестра - замужем за кандагарским муллой, - он все отрицает. Омар, по словам друзей, удаляется от людей, чтобы говорить с Аллахом, прежде чем принять важные решения, по размышлении; ложь, утверждает афганец, который представляется его бывшим врачом со страниц "Дэйли Телеграф", его "видения" - всего лишь последствия повреждения мозга, в результате контузии. Чему верить?
Является ли мулла Омар, как он говорит, реинкарнацией "водителя правоверных", по образу багдадских калифов, вроде Гаруна Аль-Рашида, или он простой деревенский мулла, необразованный и ограниченный, но прекрасно манипулирующий людьми? Является ли Бен-Ладен новым Саладином, победителем крестоносцев Иерусалима, рассекающим сегодняшних христиан надвое, скачущим на своем коне, как его кумир, способный провести часы в седле; или новым воплощением Пророка, в образе проклятого мегаломана?
Или он - всего лишь порождение американских, пакистанских и саудовских спецслужб, созданный в их национальных интересах, инструмент, повернутый не в ту сторону, предавший своих прежних хозяев и обрушивший башни- близнецы Всемирного торгового центра, - подобно тому, как Омару удалось выйти из-под влияния пакистанской разведки, манипулировавшей им, чтобы, в свою очередь, заставить задрожать Пакистан?
От рождения между этими людьми пролегла пропасть: сын крестьянина-пуштуна, и избалованное дитя построившего себя саудовца. Омар родился в 1959 году в деревне Нодех, недалеко от Кандагара. Выходец из бедной семьи, он стал деревенским муллой, прежде чем вступить в священную войну против Советов, на которой он потерял глаз. Он недолго поучился, и согласно Ахмеду Рашиду (Ahmed Rachide) в книге "Под тенью талибов", именитые граждане Кандагара утверждали, что никогда не слышали о его семье, жившей в отдаленной провинции Урозан. Из медресе (коранической школы) в Сангезаре он отправился завоевывать Афганистан во главе своих "студентов", многие из которых не знали грамоте, как почти 90% их соотечественников.
По легенде, почувствовав, как и большинство афганцев, крайнее омерзение к междоусобной войне между лидерами моджахедов, став свидетелем репрессий, он решил действовать. Призванный на помощь жителями деревни, после того как местный военный похитил, обрил и изнасиловал двух молодых девушек, мулла Омар во главе 30 будущих талибов освободил несчастных и повесил виновного на пушке его собственного танка. Рассказывают еще, что нашего исламского Робин Гуда подвиг взяться за оружие танковый бой двух полевых командиров, затеянный ради того, чтобы овладеть молодым и красивым юношей. Очень скоро он получил поддержку неразборчивой Беназир Бхуто (Bennazir Bhutto), тогда - премьер-министра Пакистана, которая называла "талибов" своими детьми; а также поддержкой пакистанской разведки ISI, разочарованной тем, что их протеже Гульбуддин Хекматияр (Gulbuddin Hekmatiar) не смог удержать Кабул, также как пакистанские исламисты с их сетью медресе.
Два года спустя, поражая своих врагов из автоматов Калашникова и гранатометов, сев на пикапы, как воины прошлого - на коней или на верблюдов, талибы овладели "страною непокорных", как называл Афганистан его объединитель, пуштун Абдур Рахман (Abdut Rahman). Они потребовали такой строгости, какую ислам редко знавал в своей истории, даже в такой сектантской стране, которая считала себя носителем самой чистой веры, напоминает Майк Бэрри (Mike Barry) ("Афганистан").
Мать Усамы была одной из сожительниц его отца, Бен Ладена, который предпочитал одежду от портных "Шанель" бурке, когда находился за границей Будучи на два года старше Омара, Усама учился в хорошей западной школе, проводил каникулы в Европе. Фотографии показывают нам улыбающегося подростка, в Швеции, с двадцатью-двумя братьями и сестрами в широких брюках и коротких юбках, с непокрытой головой, также как в Оксфорде с двумя братьями и двумя миниатюрными испанками в мини. Во время обучения на инженера в саудовском университете, он любил праздники. Ливанцы вспоминают, что видели его идущим выпить в ночных барах Бейрута, где его любимым занятием было - опустошать бутылки шампанского на груди своих подруг┘ В то же время, молодой Омар изучал Коран в строгом мире мужчин, в котором иногда скрывается гомосексуализм, из которого были изгнаны женщины.
После смерти патриарха и основателя семейной империи, Усама унаследовал большую сумму денег и начал содержать беговых лошадей. Все изменилось, когда молодой саудовец, отец которого желал, чтобы его потомки были настроены в сторону Запада, был вновь обращен местными исламистами и отправился в Афганистан, который был захвачен советской армией в 1979. Туда ваххабитское царство отправляло своих сорвиголов, надеясь, что они вернутся с антисоветскими настроениями, объясняет Оливье Руа. Тогдашний глава секретных служб, принц Турки (Turki), не представлял себе, что они станут радикалами и антимонархистами.
Именно в это время ЦРУ - как всегда, дальновидное! - создало для молодого Усамы образ "террориста, который одевается у Гуччи", направляя десятки миллионов саудовских долларов моджахедам (Петер Берген (Peter Bergen) в кн. Священная война Инк.: Тайный мир Усамы Бен Ладена). Усама направил туда бульдозеры, взятые из семейной строительной компании, сам провел их через горы, чтобы построить военные базы, и, уже тогда, прорыть пещеры.
Он воевал? Конечно, мало, по мнению бывшего местного главы ЦРУ, - не слишком много, говорят саудовцы сегодня; сражался, как лев, уверяет легенда. Особенно во время битвы при Джаджи, во время которой он добыл автомат одного советского генерала, с которым больше никогда не расставался, и когда у его ног упала мина, не разорвавшись. Он получил знак судьбы, один из многих. Продолжение известно: неудачное возвращение на родину, где его милитаризм вызвал раздражение, его ссылка в Судан, потом изгнание в Афганистан, весной 1996 года, под давлением Вашингтона. В промежутке он основал Аль-Каиду, организовал многонациональную террористическую сеть, оказался замешанным в антиамериканских терактах и атаках против интересов США.
Он приписывал своей миссии мировое значение. Он нацелился на центры власти США, а именно, города и военные базы, также как и столицы их союзников в арабском мире; в то время как из землянок в стране пуштунов вышли талибы, и начали создавать свой образ борцов за справедливость, бородатых и одетых в тюрбаны. Первоначальной целью Бен Ладена было свержение монархии в Эль-Рияде, нечестивую и порабощенную Вашингтоном, подобно тому, как мулла Омар хотел разрушить продажный режим в Кабуле. Парадоксально, в то время как последний был обращен в глобалистическую идеологию своего друга из Аль-Каида, и дошел до того, чтобы назначить на четверг 15 ноября "разрушение Америки", Усама Бен Ладен, глобалист, вынужден был в 1996 году бежать в самую изолированную страну, забиться в самый захолустный угол планеты.
Но ислам талибов - это не арабский ислам, несмотря на то, что он подвергся влиянию ваххабизма, пришедшего из саудовской пустыни, став одним из новообращенных силой доллара. Мулла Омар - не пропагандист панарабизма, равно как и не международный террорист; его домен - Афганистан, а особенно, земли пуштунов, его взгляд не простирался дальше национального государства пуштунов. Он не был трибуном, который использовал чудеса техники, чтобы готовить сложнейшие теракты и не видел своей целью поражение глобализации. Он ничего не знал о международных финансовых арканах, которые не представляют никакой тайны для банкира джихада; довольствовался тем, что, в случае необходимости, можно черпать золото из двух сейфов, один из которых был полон афгани, а второй - долларами, ключ от которых он хранил под подушкой. Мулла даже презирал "компьютер и другие столь же абсурдные машины" (интервью, опубликованное в журнале "Politique international", 1997 # 54), компьютеры, треск которых раздавался в гротах Аль-Каиды, он запретил телевидение, которое со своей стороны, использовал Бен Ладен, он с жаром выступил против видеокассет.
Все это делал во имя "возрождения ислама и во имя спасения мира от незнания". Нет никаких указаний на то, что афганские "арабы" запрещали своим дочерям читать; Усама бен Ладен привез из-за границы лучших преподавателей, чтобы они обучали его сыновей, которые не ограничивались бормотанием Корана, как маленькие афганцы в медресе.
Верховный глава талибов избегал рекламы, нет даже его нормальной фотографии; он редко давал интервью, он хотел установить исламский режим, основанный на законе шариата и пуштунских обычаях, пуштунвали. Только с прибытием своего мэтра, он обратил свои взоры на западный мир и в сторону арабов. До сего момента врагом была Индия, которая была завоевана моголами, пришедшими из Афганистана, прежде чем они были изгнаны англичанами. Индия, откуда произошел буддизм, который построил гигантские статуи в Бамьяне, - взорванные талибами, - Индия, которую мулла (а также главы пакистанской секты "Деобандиса", в свою очередь, финансируемой саудовскими неправительственными организациями) упрекал в том, что она хочет удушить ислам на своей территории. Пакистан уже пол века ведет войну со своим большим соседом, особенно за Кашмир, где 16% населения составляют пуштуны. Поэтому мулла Омар совсем недавно воспылал злобой на христиан и евреев, о которых в афганских деревнях почти не говорят.
Швейцарский исследователь Пьер Санливр (Pierre Centlivre), автор книги "Будды в Афганистане", видит в мулле Омаре преемника харизматических "бешеных мулла" конца XIX - начала XX в., которым удалось объединить пуштунские племена против кабульского эмира, а также против английского присутствия в ту эпоху. Его можно сравнить и с разбойником Батша -Сакао (Batcha-Sakao), который сверг короля Амануллу (Amanoullah) в 1929, чтобы царствовать несколько месяцев, закрыв школы, и вновь введя в обращение тюрбаны и бороды, - прежде чем его расстреляли и повесили на дереве вниз головой.
Но талибы зашли гораздо дальше в определении судьбы нации, не только по причине их успеха, но и благодаря программе "исправления нравов". И благодаря поддержке Исламабада. Это программа, предельно фундаменталистская, привлекла многих пуштунов, которые считали себя законными хозяевами страны, как признавался в интервью лондонской "Гардиан" один из моджахедов Джелалабада: "Талибы сделали много хорошего, но я не терплю их поведения. Они пытают тех, кто не носят бороду, придираются к каждой мелочи. (┘) (Мы традиционно следуем обычаю) бурка, но талибы запретили образование женщин, и мы не согласны. И мы не любим арабов, которые пришли с ними. Нужно, чтобы все иностранцы покинули Афганистан!".
Мулла Омар всегда отказывался удалить из страны этих "арабов", а в первую голову, их шефа, - к этому обязывало пуштунское гостеприимство. Еще меньше он хотел выдать их Соединенным Штатам, после того как они вознамерились судить Бен Ладена и его лейтенантов за участие в антиамериканских терактах начиная с 1993 г. У привычки должно было быть достаточное основание, поскольку этот обычай легко нарушается в стране, где часты предательства, где полно перебежчиков, и где говорят "гость может чувствовать себя как дома три дня". Но, однако, не талибы привели арабов, но антисоветский джихад, в котором некоторые из "Талибан", тогда совсем еще молодые, приняли участие; Бен Ладен и его друг мулла - в некотором роде - внебрачные дети холодной войны, порождение последнего советско-американского конфликта. Но афганцы упрекают в этом талибов, им никогда не нравилось, что иностранцы водворяются на их земле.
Мулла Омар нужен Бен Ладену, и наоборот. Их познакомила пакистанская разведка, 26 сентября 1996 года, вскоре после взятия Кабула. Обращенный в бегство после поражения его друзей-фундаменталистов в Джелалабаде, у которых он скрывался, саудовский мультимиллионер стал искать сближения с новой властью, с которой его объединял религиозный фанатизм, обскурантистское видение религии, ислам талибов и Бен Ладена шел из одного источника. Оба сошлись на том, что мулла потратит часть своей власти, защищая своего гостя, а последний объявил Афганистан "единственным подлинным исламским государством". Бен Ладен также предоставил своему новому союзнику помощь в виде своей интернациональной исламской бригады, особенно во время осады Мазари-Шарифа.
Новые крестоностцы ислама сражались на стороне солдат монахов, брадатых тамплиеров, жестоких сектантов, идущих по пути утопического мессианства, как когда-то красные Кхмеры. Бен Ладен отдал свое состояние на службу военной машины талибов, поставлял оружие и боеприпасы, но также и тысячи автомобилей для представителей режима, чувствительных, несмотря ни на что, к атрибутам власти. Он построил им дома, как своему новому соседу Омару в Кандагаре. Он отдал в их распоряжение свою международную сеть и свое финансовое могущество, навар от траффика опиума и героина, что запрещено делать хорошему мусульманину, но кто посмотрит на это, когда идет борьба с неверными? В обмен он получил укрытие и защиту. Но разве он позаботился о бедных афганцах, которых поразила смертоносная засуха?
С тех пор, симбиоз их становился все явственней, влияние элегантного крестного отца терроризма, который объехал весь мир и играл первую скрипку среди властителей исламизма, сильно изменило маленького священника с всклокоченной бородой, который никогда не выезжал из своей страны, только однажды посетив лагерь беженцев на пакистанской границе, и который побывал в Кабуле только однажды. По этому поводу можно спросить, не является ли Бен Ладен, который называет себя "учеником муллы", главным, не играет ли он, в реальности, определяющую роль во власти талибов, не является ли он серым кардиналом, а, по словам противников, их настоящим главой. Слухи основаны на недовольстве талибской иерархии засильем чужестранцев. Кому из двух реально принадлежала власть? Разве что они работали вместе, обмениваясь опытом, объединяя усилия, что Бен Ладен часто проделывал и с другими исламскими лидерами, которые присоединялись к Аль-Каиде. Это не помешало мулле Омару взять Бен Ладена под стражу в Кандагаре, после того как тот призвал мусульман всего мира убивать американцев. В Афганистане есть только одна власть, сказал разгневанный Омар. Ссора, однако, была недолгой.
У каждого, впрочем, были свои цели. Талибы, например, очень долго вели переговоры с американцами о строительстве нефтепровода в Центральной Азии, что наполнило бы казну нового эмирата, в то время как Аль-Каида готовила взрывы посольств в Кении и Танзании. Тем не менее, переговоры с американцами на разных уровнях продолжались чуть ли не до самого 11 сентября. Знал ли мулла Омар, что его друг хочет развернуть самолеты на Нью-Йорк и Пентагон? Бен Ладен был, без сомнения, в курсе о торгах по его выдаче американцам. Надо ли было талибам пустить все на самотек, намеревались ли они уступить давлению Белого Дома, или, говоря: "Он исчез, неизвестно, где он находится", талибы пользовались к своей выгоде наивностью собеседников, при тайной поддержке со стороны ISI, со стороны Пакистана, который до последнего дня вел сомнительную игру? Или они все же намеревались избавиться от неудобного гостя в какой-то момент, что принесло бы им большой барыш, вместо того, чтобы воевать с сильнейшим государством планеты? Могли ли они уничтожить охранявшую его гвардию? В любом случае, мулла Омар пошел наперекор мнению своих богословов, которые желали, чтобы Бен Ладен покинул Афганистан, и поступил по собственному желанию.
Побывав последним полем битвы холодной войны, Афганистан получил рикошет от глобализации. Никогда прежде, до изобретения самолета и информационных технологий, до появления мгновенной связи и банковского обмена, никогда террористическая организация не могла обосноваться в столь отсталой стране, чтобы соткать сеть в четырех углах планеты. Пешие и конные глашатаи были заменены электронной почтой, приказы сыпались как пепел, больше не стало нужды в тучах всадников, чтобы информация пересекала степи и пустыни. В то же время, священник из безвременной страны, вышедший из глубины веков, не подозревающий об изменениях, произошедших на планете со дня смерти Пророка, захотел подчинить своих соотечественников древней власти, и заставил Америку содрогнуться!
Стечения обстоятельств оказалось достаточно, чтобы он согласился оказать гостеприимство единоверцу, дозволил установить в пещерах компьютеры, лаборатории и арсеналы, чтобы спровоцировать международный кризис, последствия которого будут ощущаться еще долгие годы. Ведь, даже если мулла Омар и Бен Ладен будут схвачены или убиты, даже если их организации будут разрушены, результат их действий останется надолго, пока Запад задумается о том, какие явления он порождает, пока будет продолжаться фрустрация арабского населения и палестино-израильский конфликт. Поскольку два человека смогли осуществить этот ужасный опыт, не считаясь ни с чем, "страна непокорных", Афганистан, по -прежнему достойна своего названия.