В своем роскошном офисе в здании парламента Украины Виктор Медведчук выглядит превосходно.
"Я - не олигарх", - говорит Медведчук, 47 летний глава Социал-демократической партии Украины (объединенной), одной из главных партий Украинского парламента.
"У олигархов есть СМИ, они проводят финансовые операции. У меня нет СМИ, я не занимаюсь бизнесом. Я - государственный человек".
В грязном мире украинской политики, аналитики и политики спорят о том, кто такие олигархи.
Некоторые из них считают, что главную роль в становлении олигарха играют финансовые средства, другие уверены, что все дело в политическом влиянии. Большинство согласно, что Украина все в большей степени управляется тремя влиятельными людьми, каждый из которых представляет интересы своего региона, которые зачастую прямо противоположны друг другу. Эти олигархи контролируют большую часть того, что происходит в стране.
По мнению аналитиков, по мере того, как Украина приближается к парламентским выборам, которые должны состояться в будущем месяце, ставки для этих групп интересов приобретают все больший вес.
[По данным агентства Франс-пресс, коалиция консерваторов во главе с бывшим премьер-министром Виктором Ющенко лидирует в опросах общественного мнения с 16-17% голосов, в то время как у коммунистов этот показатель составляет 13-17%]
Группа, которая наберет наибольшее количество мест в парламенте, получит лучшие шансы для победы на президентских выборах 2004 года, когда истечет президентский срок Кучмы, а это позволит победителям изменить курс страны на целое десятилетие.
Хотя Медведчук признает, что является миллионером, его рассматривают как публичного представителя так называемой киевской группы, у которого есть шансы стать новым президентом страны. Две других группы сосредоточены в восточных городах Украины Днепропетровске и Донецке.
Отдельные люди или группы, контролирующие судьбу страны - не новость, они существовали и в Советском Союзе. В отличие от России, где власть олигархов ограничена, украинские олигархи, похоже, не прочь побыть частью политического истеблишмента страны еще какое-то время.
"Если сравнить влияние олигархов в России и на Украине, можно заметить, что эти влияния имеют разную природу", - говорит Константин Бондаренко, эксперт, написавший много работ по этой теме.
По его мнению, "[российский] президент Путин принял меры для ограничения влияния российских олигархов, Кучма же таких шагов не предпринял. Олигархи чувствуют себя вольготно на Украине".
Одна из причин такого положения дел - прошлогодний "кассетный скандал". Тогда достоянием гласности стали аудиоматериалы, на которых голосом Кучмы его помошникам было отдано приказание избавиться от интернет-журналиста Георгия Гонгадзе, чье обезглавленное тело было обнаружено спустя некоторое время, после того как записи были преданы широкой огласке.
После этого Кучма, чтобы преодолеть создавшееся кризисное положение, вынужден был прибегнуть к помощи такого политического союзника как Григорий Суркис (Grigoriy Surkis), состоятельного и колоритного президента футбольного клуба Динамо (Киев).
Кучма стал отходить от Суркиса до кассетного скандала по причине политических разногласий, - говорит Инна Богословская, законодатель, консолидирующая коалицию реформистов в преддверии мартовских выборов.
Стабильная поддержка, которую оказал Суркис президенту, принесла ему новые выгоды. Считается, что его деньги стоят за киевской группой, которая насчитывает в своих рядах бывшего президента Украины Леонида Кравчука и бывшего министра внутренних дел страны Евгения Марчука.
Еще одна причина, объясняющая сильные позиции олигархов на Украине, несмотря на то, что такое положение дел вызывает общественное недовольство, состоит в том, что украинских политиков, по-видимому, устраивает существующий статус-кво.
У олигархов есть деньги, которые нужны политикам, заинтересованным в проведении успешных политических кампаний.
Так Юлия Тимошенко, которая считается одной из самых состоятельных женщин на Украине, возглавляет политическую организацию, носящую ее имя.
Той же причиной можно объяснить объединение бывших диссидентов Левко Лукьяненко и Степана Хмары и политических центристов.