НАТО конкретизировала свои предложения в адрес России по поводу придания новых форм сотрудничества. Вопросы, представляющие общий интерес, должен в будущем рассматривать специальный орган "двадцатки", он же может принимать решения. Спустя добрых три месяца после того, как британский премьер-министр Блэр (Blear) выступил с инициативой, предложив в письме в адрес глав государств и правительств альянса придать "жизненность" отношениям с Россией, девятнадцать государств-членов НАТО на прошлой неделе утвердили совместное предложение на этот счет. В нем дается точное описание механизмов функционирования и правил работы этого нового органа.
В начале следующей недели заместитель генерального секретаря по политическим вопросам Гюнтер Альтенбург (Guenther Altenburg) отправится в Москву, чтобы провести там переговоры с заместителем российского министра иностранных дел Гусаровым и передать предложения. Переговоры будут проходить попеременно в Брюсселе и в российской столице. Предусматривается, что до встречи министров иностранных дел стран-членов НАТО в мае в Рейкьявике будет готов проект соглашения о новых механизмах консультаций и сотрудничества.
Это стремление к "качественно новым отношениям" должно, с одной стороны, отдать должное готовности президента Путина к сотрудничеству после террористических актов, совершенных 11 сентября, а, с другой, - помочь России легче перенести новый этап расширения НАТО. По всем прогнозам, новыми членами альянса станут три государства Балтии. Расширение НАТО, вопрос о котором должен быть решен в ноябре на саммите в Праге, а также создание формальных предпосылок для более тесного сотрудничества с Россией смещают центр тяжести в деятельности альянса. Из оборонительного союза он все более трансформируется в политическую организацию, занятую проблемами безопасности.
Новый орган - окончательное название для него пока не найдено - должен заменить собирающийся с 1997 года регулярно раз в месяц Совет НАТО-Россия. Однако подписанные тогда основополагающие документы о взаимных отношениях останутся без изменений.
Дебаты в Совете НАТО-Россия имеют обычно формальный и бесплодный характер, поскольку девятнадцать государств-членов являются на такие встречи с заранее согласованной позицией. Новая форма совещаний в рамках "двадцатки" формально ставит Россию в равные условия с партнерами по Союзу: ее представители будут сидеть в алфавитном порядке между представителями Португалии и Испании за круглым столом. При этом будет проходить свободный обмен мнениями без изложения заранее согласованная позиция НАТО.
Новая форма совещаний с Россией не повлияет на выполнение функций Советом НАТО, в котором партнеры по Союзу принимают решения на условиях консенсуса.
Таким образом, Москва, как это постоянно подчеркивают дипломаты НАТО, не получает ни право вето в отношении решений альянса, ни возможности помешать принятию решений "девятнадцати". Теперь это ясно прописано в тексте предложения в адрес России не в последнюю очередь по настоянию Германии и Соединенных Штатов, которые внесли существенные корректировки в свою позицию непосредственно перед последней встречей министров иностранных дел НАТО.
Основным пунктом в позиции НАТО является возможность "возврата" к тем или иным темам или решениям. Под этим имеется в виду, что вопросы, обсуждающиеся в рамках "двадцатки", могут вновь выноситься на Совет НАТО в случае, если там по ним нет единодушия. Вопросы, которые должны обсуждаться в рамках "двадцатки" будут определены уже в коммюнике встречи министров иностранных дел в декабре: совместная борьба с международным терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, вопросы контроля над вооружениями, создания системы противоракетной обороны тактического назначения, экспорта вооружений, а также проведения совместных поисковых и спасательных работ на море.
Этот круг вопросов, приведенный в общем и целом, должен быть уточнен в ходе переговоров. В начале февраля Россия сделала свои собственные предложения, на которые Союз теперь ответил согласованными между союзниками предложениями. Что касается диапазона тем и периодичности встреч, то представления НАТО, согласно имеющимся данным, заметно расходятся с представлениями российской стороны. Россия, считают в НАТО, должна доказать, что она готова к сотрудничеству в новом духе.