Москва, 1 марта 2002 года. Война с терроризмом и новый фокус на отношениях с Соединенными Штатами Америки в последние шесть месяцев сделали Владимира Путина чем-то вроде внешнеполитического президента. Но у него также масса дел дома, от которых он не может себе позволить отвлечься надолго. На прошлой неделе он санкционировал перевод на другую работу одного из высших министров его кабинета. Этот шаг, возможно, имеет важное значение для баланса правительственной политики. А тем временем по всей Москве чиновники и советники соперничают за влияние на подготовку текста его ежегодного выступления в российском парламенте по вопросам политики, которое ожидается через три-четыре недели.
Осуществленные на прошлой неделе перестановки в правительстве, в ходе которых заместитель премьер-министра Илья Клебанов был переведен на должность министра промышленности, в общем случае истолковываются как укрепление позиции Михаила Касьянова, путинского премьер-министра. Перераспределяя обязанности г-на Клебанова, г-н Касьянов оставил ключевые функции себе. Он будет курировать министерство промышленности г-на Клебанова, в которое входит оборонная отрасль. Он также будет осуществлять контроль за министерством по атомной анергии и, как говорят чиновники, возьмет на себя ответственность за российский экспорт оружия, который составляет около 4 млрд. долл. США ежегодно. Другая задача г-на Клебанова - курирование министерства путей сообщения - отошла к Виктору Христенко, одному из четырех остающихся заместителей премьер-министра, чья звезда, кажется, также восходит.
Г-н Клебанов ранее руководил крупным машиностроительным заводом в Санкт-Петербурге. Он вошел в правительство в 1999 году, раньше, чем г-н Путин стал премьер-министром, а затем президентом. Но некоторые все-таки усматривают в его отставке неудачу для всей "санкт-петербургской команды" министров и чиновников в окружении г-на Путина.
Многие из санкт-петербуржцев имеют связи с органами безопасности, в которых когда-то служил и сам г-н Путин. Любой признак того, что их позиция ослабляется, станет облегчением для российских либералов, которые опасаются происходящего при г-не Путине сползания к авторитаризму в российской политике. Возможно, это также является указанием на то, что новая российская прозападная внешняя политика определяет ее внутреннюю политику, дистанцируя г-на Путина от его более консервативных советников. Это, по мнению аналитиков, должно помочь российским реформам в экономике и управлении.
Вопрос сегодня в том, насколько далеко и как быстро президент готов идти по пути реформ. Имеются признаки слабости экономики; приближаются парламентские и президентские выборы (в 2003 и 2004 годах, соответственно). Предстоящее выступление г-на Путина в парламенте может дать некоторые ответы.
Некоторые предлагаемые реформы, включая повышение тарифов для населения за эксплуатацию и обслуживание жилья, неизбежно будут непопулярными среди многих избирателей. Они будут тем более непопулярными, если замедление темпов экономического роста одновременно ударит по заработкам населения. Однако Андрей Илларионов, экономический советник г-на Путина, настаивает, что президенту нет необходимости менять курс для того, чтобы быть переизбранным. "У нас уже имеется опыт, полезный опыт, президентских выборов 2000 года, - сказал г-н Илларионов в недавнем выступлении по радио. - Выигравший кандидат не обещал особенного многого, но народ его все равно избрал".