Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В "Центробанке" России √ новый шеф

К счастью для долговременного экономического здоровья России сегодня кажется, что г-н Путин наконец-то взялся за банковский сектор

В "Центробанке" России √ новый шеф picture
В Центробанке России √ новый шеф picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент России Владимир Путин в последние 2 года превосходит даже самые оптимистичные ожидания, активно проводя в жизнь реформы во многих сферах, в том числе в сфере налогообложения, землевладения, пенсионного обеспечения, судебной системы и рынков труда. Но банковский сектор является самым слабым звеном в цепи реформ. В отсутствие радикальных перемен, результатом которых должна стать перестройка структуры побудительных мотивов, российский банковский сектор будет угрожать перспективам устойчивого долговременного экономического развития.

Г-н Искян является директором московского инвестиционного банка "Renaissance Capital"

Москва, 21 марта 2002 года. Президент России Владимир Путин в последние 2 года превосходит даже самые оптимистичные ожидания, активно проводя в жизнь реформы во многих сферах, в том числе в сфере налогообложения, землевладения, пенсионного обеспечения, судебной системы и рынков труда. Но банковский сектор является самым слабым звеном в цепи реформ. В отсутствие радикальных перемен, результатом которых должна стать перестройка структуры побудительных мотивов, российский банковский сектор будет угрожать перспективам устойчивого долговременного экономического развития.

Таким образом, тот факт, что г-н Путин в конце прошлой недели уволил председателя "Центробанка" России, является желанным признаком. Замена возглавлявшего "Центробанк" еще в советские времена Виктора Геращенко на длительное время занимавшего пост первого заместителя министра финансов Сергея Игнатьева, чье назначение вчера одобрила Госдума РФ, посылает долгожданный сигнал, что банковская реформа не снята с повестки дня. Но это всего только начало. Штат сотрудников "Центробанка", насчитывающий 86000 человек - один из самых раздутых по штатам центральных банков в мире - если ему будет позволено, по-прежнему станет демонстрировать характерное для советского стиля работы предпочтение форме перед содержанием.

Г-н Путин указал г-ну Геращенко на дверь отчасти потому, чтобы предотвратить неизбежные закулисные маневры с поисками ему замены в момент, когда в сентябре закончится срок его контракта. Но, что важнее, г-н Путин, кажется, начал понимать, что ни банковский сектор, ни экономика России не могут себе позволить сохранять режим не очень-то милостивого отношения г-на Геращенко к банковскому сектору.

И эта замена была сделана как раз вовремя. Имея совокупные авуары чуть более 100 млрд. долл. США, что примерно равно 33% валового внутреннего продукта (ВВП) прошлого года, российский банковский сектор очень мал по мировым стандартам. В Венгрии совокупные авуары банковского сектора доходят до 67% ВВП, а в Бразилии они составляют 138% ВВП. Что более критично, уровень посредничества в процентах от ВВП составляет от половины до одной пятой уровня других нарождающихся рыночных систем.

Если исключить из расчетов кредиты, выдаваемые не на рыночной основе, то отставание России от других нарождающихся рыночных систем по объему выдаваемых кредитов станет еще более значительным и угрожающим. В самом деле, доля банковских кредитов в России составляет всего 3-5% общего объема инвестиций. Это совсем не значит, что Россия настолько продвинута, что преобладающая доля финансирования приходится на рынки капитала.

Подавляющее большинство всех инвестиций поступает от фондов, которые пополняются за счет внутренних ресурсов. А это значит, что на практике только добывающие отрасли входят в число тех немногих, у которых имеются фонды капиталовложений. Российские предприятия малого и среднего бизнеса - в типовом случае выступающие в роли локомотива роста в нарождающихся экономических системах - испытывают трудности с развитием ввиду отсутствия фондов капиталовложений.

Российский банковский сектор недостаточно развит потому, что традиционно в нем доминируют нерыночные структуры и отсутствует здоровая инфраструктура регулирования. Искаженная структура побудительных мотивов означает, что большинство банков России являются ничем иным, как хвалеными механизмами накопления богатства для местных чиновников, местных и национальных олигархов и других корпоративных структур. По-настоящему сколько-нибудь значимые организации пользуются не более чем 15% из примерно 1300 банков России; в остальных 85% банков авуары составляют в среднем всего 9 млн. долл. А тем временем правительство, или "Центробанк", контролирует треть всех авуаров банковского сектора.

Ориентирующиеся на рынок банки, которые пытаются стать прозрачными, не могут надеяться конкурировать с правительственными банками, для которых финансирование почти что бесплатное. В результате получается, что реальные банки имеют весьма косвенное отношение к экономике.

Таким образом, новому главе "Центробанка" г-ну Игнатьеву нужно будет подчинить себе бюрократический аппарат "Центробанка", взять под свой контроль денежно-кредитную политику и разработать конкретный план реформирования банковского сектора. Путь от нынешнего состояния к нормальной ситуации, в которой богатая деньгами фирма будет чувствовать себя уютно, разместив свои фонды в независимом банке (которому, в свою очередь, нужно создать побудительные мотивы для кредитования подлинных заемщиков), будет нелегким.

Реформа банковского сектора была включена в повестку правительства только в конце 2001 года в форме пакета законопроектов, подготовленных с учетом конкурирующих правительственных интересов. Достойные похвалы, но неопределенные цели программы реформ, некоторые из которых г-н Игнатьев повторил вчера в Госдуме, когда обсуждался вопрос о его назначении на пост главы "Центробанка", включают меры по привлечению иностранных инвесторов; призыв к разработке схемы страхования вкладов; увеличение контроля государства за "Сбербанком"; и введение к 2004 году обязательного для всех банков использования международных стандартов отчетности.

Г-н Игнатьев поступил бы мудро, если бы в первую очередь сосредоточился на более широких проблемах. Какую роль правительство и "Центробанк" должны играть в банковском секторе, и как создать действительно конкурентную среду? Когда и как следует приватизировать или разукрупнить "Сбербанк", на долю которого приходится четверть всех банковских авуаров России и почти 75% мелких индивидуальных вкладов? Должен ли российский банковский сектор иметь схему страхования вкладов? Как привлечь иностранные банки в российский банковский сектор? Следует ли привязать минимальные уровни уставного капитала к консолидации сил в секторе?

После того как будет найден консенсус по этим проблемам - что само по себе, надо признать, является делом трудным - сравнительно быстро должны последовать конкретные рекомендации по политике. Проблемы российского банковского сектора не уникальны в истории финансов, а мировой опыт реформ обеспечивает благоприятную почву для идей в политике.

Между тем программу реформ правительства г-на Путина следует активно развивать и на других фронтах, чтобы принять и претворить в жизнь широкий диапазон законов, которые будут необходимы для эффективного реформирования банковского сектора. Для того чтобы банковская реформа смогла прижиться, нужно принять меры, касающиеся, например, судебной реформы, прозрачности корпоративного управления, защиты кредиторов, законов о банкротстве и прав собственности.

Ободряет то, что российские политики сегодня понимают, что без банковского сектора, который занимается действительным посредничеством, быстрый экономический рост последних лет (в 2000 году ВВП возрос на 9%, а в 2001 году - почти на 6%) будет невозможно сохранить, особенно в случае падения цен на нефть.

И, наконец, г-н Путин, как представляется, готов к политическому кровопусканию, необходимому для достижения консенсуса в отношении реформ банковского сектора и для преодоления укоренившихся интересов, которые стоят на пути реформирования банковского сектора. Смещение г-на Геращенко было первым шагом в направлении этих перемен. В ближайшие несколько недель станет ясно, не будет ли этот шаг и последним, а ближайшие несколько месяцев покажут, последует ли за ним претворение в жизнь реформ. К счастью для долговременного экономического здоровья России сегодня кажется, что г-н Путин наконец-то взялся за банковский сектор.