Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новый альянс

Вашингтон снова проявляет интерес к НАТО, после того, как отодвинул этот альянс в сторону в Афганистане

Новый альянс picture
Новый альянс picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США, НАТО И Россия имеют много общих интересов; президент Владимир Путин усматривает достаточные мотивы для России, чтобы сотрудничать с НАТО. Но любое соглашение с Россией не должно быть подачкой, реальной или воображаемой, чтобы заставить Москву терпеть расширение альянса, или же зеленым светом для вмешательства в дела своих бывших колоний за пределами границ НАТО

В Организации Североатлантического договора (НАТО) назревают крупные перемены, и это своевременно. Этот военный альянс, который после событий 11 сентября казался ошеломленным и сбитым с толку, возможно, стал более ясно видеть, куда ему следует двигаться. Важнейшим условием успеха этого перехода в новую эру станет руководство со стороны Америки. Вашингтон снова проявляет интерес к НАТО, после того, как отодвинул этот альянс в сторону в Афганистане и вообще не особенно им интересовался.

На этой неделе Соединенные Штаты благословили прием в члены альянса семи - а не пяти, как ранее - новых стран (у Болгарии и Румынии почти не было шансов до того, как началась война с терроризмом). Мы также слышим о том, что Соединенные Штаты, учитывая настойчивые требования европейцев, кажется, намерены согласиться на внутреннюю реорганизацию альянса. А тем временем альянс вырабатывает основу для установления новых отношений с Россией.

Самое трудное заключается в том, чтобы правильно определиться со всеми этими реформами до важного саммита НАТО в Праге в ноябре текущего года. Неправильные решения будут иметь долговременные последствия для организации и для отношений Америки с Европой. Конечной целью должно стать сохранение центральной роли НАТО в трансатлантических отношениях, которая соответствовала бы сегодняшним потребностям в сфере безопасности.

Расширение альянса является важным шагом вперед. В своей исторической речи в Варшаве прошлым летом президент США Буш-младший (George W. Bush) обещал принять в НАТО, в том числе, Эстонию, Латвию и Литву. Отчасти благодаря ясному посланию Вашингтона вопрос о прибалтийских республиках сегодня даже и не является предметом споров. Россия, сама стремящаяся заключить соглашение с НАТО, по-видимому, примирилась с вступлением в альянс прибалтийских республик.

Однако, положив глаз на Болгарию и Румынию, Соединенные Штаты тем самым поддержали расширение НАТО на действительно уязвимом фланге континента, в Юго-Восточной Европе. Угроза с Балкан связана не с обычной войной, а с организованной преступностью, беззаконием, наркотиками и контрабандой оружия, а также с мелкими этническими войнами. Эти слабые государства могут легко стать также прибежищем терроризма (недавно террористическая ячейка была обнаружена в Боснии).

Если НАТО желает выглядеть нужной для решения назревших проблем, ей следует обратить более серьезное внимание на бассейн Черного моря и Балканы. А это значит, что следует принять в члены альянса Румынию и Болгарию, при условии, что ни будут отвечать предъявляемым требованиям, а также, что не менее важно, крепить связи в сфере безопасности с Украиной, западной частью Балканского полуострова и с Кавказским регионом.

Заместитель государственного секретаря США Ричард Армитидж (Richard Armitage) послал ясное сообщение, проведя на этой неделе два дня в Бухаресте. Присутствуя на саммите девяти кандидатов на вступление в НАТО, он передал письменное послание президента США Буша-младшего, где сказано, что Соединенные Штаты полны решимости устранить "остающиеся в Европе барьеры".

Расширяясь на восток и приближаясь к территории России, альянс должен позаботиться о том, чтобы не подорвать самый важный компонент силы НАТО: ее сплоченность и военную основу. Укрупненный Североатлантический альянс не должен превратиться в очередную говорильню, каких в Европе множество. Мы не знаем, когда альянсу, быть может, придется снова вступить в бой, но кандидатов следует принимать только в том случае, если они этого заслуживают и усиливают, а не ослабляют НАТО.

Что касается России, у НАТО есть все основания действовать с осторожностью. США, НАТО И Россия имеют много общих интересов; президент Владимир Путин усматривает достаточные мотивы для России, чтобы сотрудничать с НАТО. Но любое соглашение с Россией не должно быть подачкой, реальной или воображаемой, чтобы заставить Москву терпеть расширение альянса, или же зеленым светом для вмешательства в дела своих бывших колоний за пределами границ НАТО.

Наконец, последним куском головоломки является внутренняя реформа альянса. В послании к собравшимся в Бухаресте кандидатам на вступление в НАТО г-н Буш-младший отметил: "Мы выступает за приспособление структуры НАТО к современным условиям и совершенствование ее возможностей с тем, чтобы наши общества и наши граждане были лучше защищены от новых угроз, откуда бы они ни исходили".

Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson) хочет, чтобы вооруженные силы альянса были лучше подготовлены к химическим и биологическим угрозам, и чтобы альянс принимал участие в гражданском планировании мероприятий на чрезвычайный период. Но слишком часто подобные инициативы оказываются похороненными в ненужных внутриведомственных спорах. Его усилия заставить Европу увеличить расходы на оборону пока что также дали очень мало.

Быть может, альянс и не будет иметь такой постоянной роли, какая у него была в годы "холодной войны", но НАТО все еще важна для Европы и для Соединенных Штатов. Она помогает поддерживать мир на Балканах и объединяет военные ресурсы величайших в мире демократических стран. Немногие другие институты служат общим интересам Америки или Европы так хорошо и так долго.

Безусловно, альянсу нужно придать новую форму и содержание. Соединенные Штаты настаивали на переопределении роли НАТО в 1990-х годах, подталкивая альянс к вмешательству на Балканах и к улучшению отношений с Россией и Средней Азией. Они снова должны показать пример. Если не они, то кто же.