Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Джозеф БАЙДЕН: Что следует за Московским договором

Может ли Америка пойти дальше Московского договора? Автор считает, что может и должна

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сокращая количество ядерных боезарядов на стратегических носителях в арсеналах обеих стран с нынешнего уровня примерно 6000 единиц до уровня 1700-2200 единиц, мы отходим дальше от подготовки к взаимному уничтожению друг друга. Президента Буша-младшего следовало бы похвалить за его инициативу в данном вопросе, за его партнерские отношения с президентом Путиным и за его готовность кодифицировать это соглашение в форме обязующего договора. Но, если договор в целом является шагом вперед, то некоторые из его конкретных положений таят в себе риск отхода назад.

Автор является председателем сенатского комитета по иностранным делам

28 мая 2002 года. Подписанный в пятницу президентами Бушем-младшим (George W. Bush) и Путиным Московский договор является важным шагом в американо-российских отношениях, который ведет к более безопасному миру. Сокращая количество ядерных боезарядов на стратегических носителях в арсеналах обеих стран с нынешнего уровня примерно 6000 единиц до уровня 1700-2200 единиц, мы отходим дальше от подготовки к взаимному уничтожению друг друга. Президента Буша-младшего следовало бы похвалить за его инициативу в данном вопросе, за его партнерские отношения с президентом Путиным и за его готовность кодифицировать это соглашение в форме обязующего договора. Но, если договор в целом является шагом вперед, то некоторые из его конкретных положений таят в себе риск отхода назад.

Договор не требует фактического уничтожения ни одной ракеты или ядерной боеголовки. Скорее, каждая из стран может складировать выводимые из боевого состава стратегических ядерных сил (СЯС) системы оружия, а впоследствии снова их развертывать. К сожалению, в России до сего времени не устранены серьезные недостатки в системе обеспечения физической безопасности ядерных объектов, а это означает, что находящиеся на складском хранении ядерные боеголовки с большей долей вероятности могут попасть в руки государств-изгоев или террористов, чем если бы они оставались пристыкованными к ракетам. Этот договор, вразрез с давно заявленными американскими целями контроля над вооружениями, разрешает России устанавливать на свои межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) многозарядные головные части. МБР с многозарядными головными частями являются дешевым способом максимизации боевого потенциала российских СЯС, но они уязвимы, потому что нападающая сторона имеет возможность уничтожить сразу много боеголовок с помощью одной-двух своих боеголовок. Россия, следовательно, скорее всего будет держать свои МБР с многозарядными головными частями в состоянии максимальной готовности к пуску, в силу чего повышается опасность случайной войны.

Договор не устанавливает графика сокращений и не дает никаких новых инструментов для проверки соблюдения его условий каждой стороной. Россия не может себе позволить нынешний состав своих СЯС. Однако при отсутствии прозрачности американской стороны ослабленная Россия может опасаться внезапного удара Соединенных Штатов и продолжать держать нервный палец на пусковых кнопках остающихся у нее ракет. Не говорит договор и о том, как следует подсчитывать стратегические ядерные боезаряды сторон. Это упущение может привести к желчным спорам в отношении соблюдения условий договора.

Может ли Америка пойти дальше Московского договора? Я думаю, что мы можем и должны. Вот некоторые шаги, которые может предпринять наш президент и которые сенат может рассмотреть в процессе ратификации заключенного договора:

(1) Оставить только такие системы оружия, которые нам нужны. Сохранение в боевом составе СЯС чрезмерно большого количества систем оружия ведет к бесполезному расходу финансовых средств и может усиливать озабоченность России, что потенциально повышает опасность случайной войны.

(2) Ввести меры по укреплению доверия, которые позволят России контролировать соблюдение Соединенными Штатами положений договора. Мы не хотим, чтобы нервничающая Россия думала, что у нас больше боеголовок, чем мы имеем в действительности. Давайте позаботимся о том, чтобы мы были прозрачными для них.

(3) Предложить России увеличенную помощь в рамках программы Нанна-Лугара (Nunn-Lugar), предусматривающей демонтаж ее излишних ядерных систем оружия и помощь в вопросе повышения безопасности хранения снимаемых с вооружения ядерных боеголовок. Мы не хотим, чтобы Россия имела излишние средства доставки ядерного оружия и ядерные боеприпасы. И мы хотим, чтобы российское ядерное оружие не попало в ненадлежащие руки.

(4) Получить больший контроль над тактическим ядерным оружием России. Московский договор не охватывает эти системы оружия малой дальности. Россия имеет на много тысяч больше таких систем оружия, чем есть у нас, и поэтому существует оправданная озабоченность в отношении того, насколько хорошо эти российские системы защищены от воровства или несанкционированного применения. Пришло время повысить прозрачность и заключить ограниченный, но реальный договор о контроле над тактическим ядерным оружием.

Сенатский комитет по иностранным делам назначит слушания по договору, как только он будет представлен администрацией. Президент Буш-младший дал нам хороший старт, и поэтому, решая вышеизложенные проблемы, нам следует двигаться дальше Московского договора, чтобы выполнить свое обещание более безопасного будущего.