В ходе двухдневного саммита, начинающегося в четверг в Хабаровске на востоке России, президент председательствующей в ЕС Чехии Вацлав Клаус, председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и глава внешней политики блока Хавьер Солана проведут переговоры с президентом России Дмитрием Медведевым и рядом министров кабинета.
Главным пунктом повестки дня станет продолжающийся глобальный экономический спад, от которого сильно пострадали как Россия, так и ЕС.
За первые три месяца 2009 г. ВВП стран еврозоны сократился на 2,5 процента, а Всемирный банк прогнозирует, что российский ВВП уменьшится в этому году на 4,5 процента - что теоретически означает, что по данному вопросу у двух сторон должно быть немало общих интересов.
Но на практике дело обстоит несколько иначе.
'У нас в ЕС экономический кризис был воспринят как шанс на интенсификацию отношений с Россией, но пока этот шанс не материализовался, - объясняет Сюзан Стюарт (Susan Stewart), научный сотрудник Германского института проблем международных отношений и безопасности в Берлине. - Дело в том, что в условиях кризиса Россия очень озабочена внутриполитическими проблемами'.
И недоверие сохраняется.
'Недавно российский министр иностранных дел Сергей Лавров подверг критике ЕС за меры, воспринятые как протекционистские, включая антидемпинговую политику, квоты на сталь и ядерные материалы и субсидии сельскому хозяйству', - говорит Стюарт.
Поставки энергоносителей
Кроме того, лидеры России и ЕС подробно обсудят вопросы энергетической политики - в особенности, то, как избежать срыва поставок природного газа из-за споров России с ее соседями.
Минувшей зимой в результате разногласий между Россией и Украиной по поводу цен некоторые восточноевропейские государства-члены ЕС остались без газа. Москва обвиняла Киев в блокировании трубопроводов, идущих из России в ЕС по территории Украины, а Киев заявлял, что в срыве поставок виноват Кремль.
Лидеры ЕС надеются на то, что впредь людям не придется мерзнуть из-за споров между государствами, но перспективы не столь радужны.
'В воздухе витает напряженность из-за того, что недавно ЕС и Украина достигли соглашения по модернизации украинской газотранспортной инфраструктуры, а Россия очень хотела бы быть причастной к этому', - говорит Стюарт.
Более того, Россия выражает собственную озабоченность, касающуюся международного транзита энергоносителей в Европе.
'Это попытка возобновить диалог по четырем из пяти пунктов подписанного, но так и не ратифицированного договора об Энергетической хартии с ЕС, в котором, по мнению России, интересы стран-производителей приняты во внимание в недостаточной мере', - добавляет Стюарт.
Кавказская головоломка
Один из вопросов, по которым у ЕС и России точно нет взаимопонимания, - это Кавказ. ЕС осудил военную интервенцию Москвы против Грузии летом прошлого года, в то время, как расширение блока на восток вызывает у Кремля все большую тревогу.
Улучшению перспектив саммита не послужил тот факт, что в начале недели Россия на некоторое время покинула переговоры в Женеве по поиску решения конфликта между Грузией и двумя отколовшимися от нее провинциями Абхазией и Южной Осетией.
'Кавказ - самый трудный вопрос, - подтверждает Стюарт. - При наиболее благоприятном сценарии у нас будет готовность русских продолжать переговоры в Женеве и некоторые размышления о том, как достичь в регионе более подлинной стабильности', - заявила Стюарт в интервью Deutsche Welle.
Но к числу волнующих Россию проблем также относятся более широкие вопросы безопасности - в частности, сделанное в прошлом году в Берлине несколько расплывчатое предложение Медведева о том, чтобы Россия и ЕС начали работу над новой архитектурой безопасности.
'ЕС много раз просил российскую сторону конкретизировать их идеи и более четко изложить цели, - говорит Стюарт. - Поначалу русские были раздосадованы отсутствием реакции со стороны Европы, но теперь, когда ЕС, по-видимому, готов к переговорам, русские решили сделать это одной из тем саммита'.
По мнению Стюарта, было бы идеально, если бы встреча в Хабаровске стала для двух сторон возможностью восстановить доверие после значительных разногласий последних лет. Но на принятие важных решений рассчитывать не стоит.
__________________________________________________________
Европе по-прежнему нужен единый внутренний энергетический рынок ("The Wall Street Journal", США)
ЕС критикует Россию за политику протекционизма ("Die Welt", Германия)