Катастрофа на Чернобыльской АЭС на самом деле была намеренно устроена Москвой, чтобы скрыть провал масштабного оружейного проекта — такая на первый взгляд причудливая теория была представлена на американском кинофестивале «Сандэнс» фильмом «Русский дятел», который уделяет внимание и российской агрессии в постсоветский период.
Фильм повествует о проекте украинского художника, который пытается выяснить истинные причины аварии на Чернобыльской АЭС, атомной катастрофы огромных масштабов, которая произошла в 1986 году в Советском Союзе.
Американский режиссер Чад Грасия (Chad Gracia) пользуется этой историей, чтобы предупредить зрителя о той опасности, которую представляет собой Россия, не растерявшая воинственный дух и через 20 с лишним лет после окончания холодной войны.
«Стратегия Путина — добиться того, чтобы Россию окружали лишь несостоявшиеся государства», — заявил Чад Грасия AFP.
«У Путина на руках все карты: ядерное оружие, огромная армия... Все играет ему на руку», — считает режиссер. В своей картине он использовал множество кадров демонстраций на Украине, которые предшествовали нынешнему конфликту на востоке страны.
Тот самый «русский дятел», что дал название фильму, на самом деле был радиосигналом (представлял собой нечто вроде быстрого стука со скоростью десять ударов в секунду), который начал идти с территории тогдашнего СССР в середине 1970-х годов. Он был настолько сильным, что врывался в телефонную связь и радиосвязь авиалайнеров в Европе.
Главный герой фильма Федор Александрович (его семья страдала от репрессий Москвы, в том числе во время голода 1930-х годов) был заворожен этими странными сигналами, когда начал расследование истинных причин аварии в Чернобыле.
Теория заговора
Оказалось, что источником сигнала был расположенный неподалеку от электростанции огромный радар.
Кратко история сводится к следующему: впечатляющая металлическая конструкция (сегодня она осталась заброшенной в широкой зоне отчуждения вокруг АЭС) была частью широкомасштабного секретного оружейного проекта, который в конечном итоге провалился. И чтобы отвлечь внимание от неудачи, руководство распорядилось устроить аварию на станции.
«Сам я отношусь к этому скептически, — комментирует Чад Грасия теорию заговора. — В Чернобыле явно пытались что-то скрыть, на этот счет у меня нет ни малейших сомнений. Быть может теории Федора или кого-то еще и верны, но пока архивы не будут открыты, все это так и останется версиями».
Сам Федор Александрович (он был на фестивале вместе с режиссером) осознает, что его теория может вызвать смешанные чувства: «Я верю в мою теорию как художник и украинец. Но для того чтобы остальной мир принял ее всерьез, потребовалось бы, чтобы все объединились и потребовали провести настоящее расследование».
Как бы то ни было, художник согласен с Чадом Грасией в том, что первостепенная задача — это остановить нескончаемую агрессию России против его страны. По его словам, это самый важный этап всего плана.
«Если бы Путина остановили в Чечне, не было бы войны в Грузии, — продолжает он. — Если бы его остановили в Грузии, не было бы Украины. Если его не победят на Украине, следующим этапом станет война с НАТО. А это, как он считает, может стать началом «Третьей мировой войны».
Удивительно, но по окончанию съемок таинственный «русский дятел» вновь начал испускать свой странный сигнал, пусть на этот раз и в большей степени по направлению к Европе, а не к США.
«Путин проводит жесткую линию, напоминает Западу, что он по-прежнему здесь и не теряет бдительности. Это настоящий символ: мы живем не в том мире, где мы союзники, а в том, что во многом напоминает холодную войну», — уверен художник.