Выступая с посланием перед парламентом России, Владимир Путин фактически начал президентскую кампанию 2018 года, отмечает Le Monde (01.12). Он особо отметил «сплоченность» народа во время сентябрьских парламентских выборов, на которых победила партия власти, и считает, что время для смены власти в России еще не пришло.
Он поручил правительству не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019-2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике, рассказывает газета. Упоминались и другие, более популярные меры вроде увеличения медицинской помощи и борьбы с контрафактными лекарствами, подключение к скоростному интернету больниц и поликлиник, даже в отдаленных городах или поселках, о развитии санитарной авиации.
Газета Le Figaro (02.12) обращает внимание в ежегодном обращении президента к парламенту на готовность Путина сотрудничать с Дональдом Трампом и нормализовать российско-американские отношения. В 2015 году во время такого же выступления он не сказал ни слова в адрес США. Для российских политологов примирительный тон лидера Кремля связан с недавним приходом к власти пророссийских кандидатов во многих западных странах, готовых отменить санкции. Речь идет не только о Дональде Трампе, но и о вновь избранных президентах в Молдавии и Болгарии, а также о Франсуа Фийоне, «друге России», который, скорее всего, победит на президентских выборах во Франции в 2017 году.
По словам историка России Каррер д'Анкосс (Hélène Carrère d'Encausse), русский народ принимает авторитаризм своего президента из-за надежды, что Россию начнут уважать как прежде в международном сообществе, пишет журнал Marianne2 (03.12). Россия смогла восстановить свою военную мощь. Но президент РФ считает, что он возглавляет великую страну, которая не признана в качестве мировой державы. Его президентский срок истекает в 2018 году. Теперь его задача — завоевать авторитет на международной арене. Путин не мечтатель, это человек, который хочет, прежде всего, развязать экономический узел, который в настоящее время сковывает развитие страны.
Со времен окончания холодной войны три лидирующие державы Запада — США, Франция и Великобритания — не были столь бессильны перед Россией, ставшей единственным ведущим игроком в Сирии, отмечает Le Monde (30.11). Если они и показывают свою глубокую озабоченность по поводу трагедии в Алеппо, то все равно не могут что-либо изменить, в то время как авиация России контролирует сирийское небо. Париж пытается найти способы оказать давление на сирийский режим и его союзника Россию. Но угрозы Франции призвать сирийских генералов предстать в Международном уголовном суде (МУС) за военные преступления и преступления против человечности остаются риторическими, потому что Сирия не является участником договора о создании МУС, а резолюции Совета Безопасности блокируются российским вето.
Западные страны не раз допускали промашки в отношениях с Москвой. Журнал Le Point (30.11) приводит краткий анализ ошибок, которые привели к эскалации и миниатюрной холодной войне. Россияне болезненно отнеслись к распаду своей империи. И не хотят оказаться во второй лиге на международной арене. Развал советской системы стал не концом истории, а началом другой. Запад же не понял этого и допускал все новые политические ошибки в отношениях с Кремлем.
Взятие восточного Алеппо правительственными войсками станет для Башара Асада бесценной победой в его желании выстоять в Сирии, пишет газета Sud-Ouest (01.12). Это стало возможно благодаря постоянной поддержке Ирана и особенно России, которая собирается пожинать плоды своего вооруженного вмешательства с целью сохранения шаткого сирийского режима. Путин начал решительно действовать в Сирии после ухода Барака Обамы из региона. Американцы не стали реагировать на химическую атаку сирийского режима против своих противников летом 2013 года. Обама не стал оправдываться в течение оставшегося срока, несмотря на то, что дыхание холодной войны чувствовалось между Москвой и Западом как на Украине, так и в других странах.
Политолог Брюно Тертре (Bruno Tertrais) из Фонда по вопросам стратегических исследований в интервью газете Le Monde (01.12) рассказывает о дипломатическом тупике, в котором находится сирийский вопрос. Здесь ответственность США очень велика. Америка не захотела в полной мере вмешиваться в ситуацию, опасаясь стычек с Ираном, союзником сирийского режима, и столкновений российских и американских военных. Американцы предоставили России, ставшей ключевым игроком, полную свободу действий. Сегодня именно она решает, каким будет будущее Сирии. Но Россия пока не готова отказаться от Aсада, несмотря на сигналы, которые она посылает в этом направлении в течение трех лет.
Le Monde (05.12) обращает внимание на решение России и Китая наложить вето в Совете Безопасности ООН на резолюцию, требующую семидневного перемирия в Алеппо и прекращения боевых действий в Сирии. Венесуэла также проголосовала против текста, представленного Испанией, Египтом и Новой Зеландией. Ангола воздержались, в то время как остальные одиннадцать стран проголосовали «за». По мнению постоянного представителя Франции Франсуа Делатра (François Delattre), эта резолюция представляла бы хрупкий проблеск надежды и способствовала бы спасению человеческих жизней. Посол Китая Лю Цзеи (Liu Jieyi) заявил, в свою очередь, что Совету Безопасности нужно продолжать переговоры для достижения консенсуса и подверг критике «политизацию гуманитарных вопросов».
Несмотря на противоречия, 14 стран-членов ОПЕК договорились о том, как ограничить добычу нефти, пишет Les Echos (01.12). Впервые за последние восемь лет организация добивается такого соглашения, которое, безусловно, поможет сбалансировать рынок и уменьшить избыток запасов нефти, заявил министр энергетики Катара Мохаммед Салех аль-Сада (Mohammed Saleh al-Sada), который является председателем ОПЕК. Кроме того, пока Эр-Рияд согласовывал соглашение об участии не входящих в ОПЕК стран, Москва согласилась сократить производство, но оно будет постепенным в течение первой половины 2017 года. Встреча с производителями нефти, не входящими в картель, состоится 9 декабря в Дохе.
Нестабильность Прибалтики становится все более угрожающей в результате растущей агрессивности российского режима в течение последних нескольких лет, считает новый министр иностранных дел Эстонии Свен Миксер (Sven Mikser), сообщает Le Monde (02.12) со ссылкой на агентство Bloomberg. По мнению Миксера, угроза российских провокаций все равно бы выросла в независимости от исхода президентских выборов в США. Однако опыт Хиллари Клинтон в вопросах безопасности несколько снизил бы риски политического перехода в Вашингтоне. А теперь сторонник Трампа республиканец Ньют Гингрич (Newt Gingrich), говоря об Эстонии, заявил, что США не пойдут на риск развязывания ядерной войны, чтобы «защитить пригород Санкт-Петербурга».
Европа надеется устранить энергозависимость от России за счет газа из Азербайджана, пишет Libération (04.12). Предполагается, что малоизвестный в Европе газовый трубопровод «Южный коридор», проходя через Турцию, Грецию, Албанию и под Адриатическим морем, будет поставлять из Азербайджана на юг Италии 10 миллиардов кубометров газа в год. Однако итальянцы уже выступают против строительства нового трубопровода, так как он ставит под сомнение энергетическое планирование Европейского Союза. В открытом письме, направленном руководителям ЕС, Марко Поти (Marco Poti), мэр города Мелендуньо, где трубопровод будет присоединен к итальянской газовой системе, а также региональное правительство выступают против проекта. Они опасаются утечек газа из-за значительной сейсмической активности в регионе.