Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грядущая анархия в космическом пространстве (Часть II)

© Thomas Pesquet / ESA / NASAКосмический корабль "Союз" стыкуется с МКС. Кадр снят на длинной выдержке, поэтому облака внизу размыты – скорость корабля 27 600 км/ч.
Космический корабль Союз стыкуется с МКС. Кадр снят на длинной выдержке, поэтому облака внизу размыты – скорость корабля 27 600 км/ч.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Односторонние усилия США вне рамок Комитета ООН по использованию околоземного пространства в мирных целях можно считать американской заявкой на превосходство в космосе, пишет The National Interest. Этот процесс стал результатом затянувшегося конфликта администрации Байдена между демократией и автократией.
Роберт Мэннинг (Robert A. Manning), Питер Уилсон (Peter A. Wilson)
Администрация Байдена одобрила инициированные администрацией Трампа Соглашения Артемиды в качестве предпочтительного способа решения некоторых из поднятых выше проблем [в сфере освоения космического пространства]. Они представляют собой сравнимые с правилами дорожного движения принципы и указания для совместного исследования и эксплуатации Луны и окололунного пространства. Данный сложный, многоступенчатый план предусматривает продолжение освоения Америкой сотоварищи Луны и ее орбиты для дальнейшего доступа к Марсу.
В сотрудничестве с другими странами НАСА станет полагаться в основном на подрядчиков из частного сектора. Соглашения, подписанные в настоящее время тринадцатью американскими союзниками и партнерами-единомышленниками, представляют собой выдающуюся инициативу по предоставлению товаров и услуг для общественного потребления с целью сократить опасный разрыв между устаревшими правилами поведения в космосе и многочисленными новоявленными видами космической деятельности, которые пока что не имеют адекватного количества защитных механизмов.
Отказ НАСА от переговоров о более масштабном международном пакте для систематизации принципов и указаний для гражданских космических агентств вполне соответствует нынешнему времени, хотя международный регламент вполне можно было бы разработать именно на основе его соглашений. Последние, по сути, утверждают власть над деятельностью, которая может иметь место на Луне, Марсе и их орбитах, а также на кометах и астероидах. Однако на сегодняшний день туда не входят некоторые крупные космические державы, а именно Китай, Франция, Германия и Индия. Европа по-прежнему не может прийти к консенсусу по Соглашениям Артемиды.
В случае с Китаем у НАСА не было особого выбора, ведь поправка Вольфа 2011 года запрещает его сотрудничество и взаимодействие с любыми организациями, имеющими отношение к правительству Китая. Этот в значительной степени контрпродуктивный шаг не улучшил положения в области прав человека и не ограничил космические амбиции Китая. Последний встревожило тесное сотрудничество НАСА со SpaceX и другими коммерческими компаниями, и он значительно ускорил инвестиции в собственные, параллельные лунные программы.
Россия, хоть и является давним партнером США по работе на МКС, отказалась подписывать соглашение, предпочтя сотрудничать с Китаем в области создания лунной базы и в рамках других космических проектов. Разрыв России с партнерами по космической станции ускорился после введения драконовских санкций в ответ на решение президента Путина начать на территории Украины специальную военную операцию. Заслуживают внимания угрозы главы российской государственной корпорации по космической деятельности Дмитрия Рогозина физически отделить российский сегмент от остальной части МКС.
Что касается других стран, до сих пор к соглашениям отказываются присоединиться Индия, Франция и Германия, хотя в Нью-Дели дебаты на эту тему все еще продолжаются. Одним из ключевых факторов является, вероятно, тот факт, что данное начинание представляет собой одностороннее усилие США вне рамок Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, а не результат международных переговоров. В этом смысле его можно считать американской заявкой на превосходство – будь то намеренной или нет – и отражением тенденции к раздвоению глобального управления. А если коротко, то затянувшимся конфликтом администрации Байдена между демократией и автократией.
Ракета-носитель Протон-М стартовала с космодрома Байконур - ИноСМИ, 1920, 29.04.2022
Грядущая анархия в космическом пространствеНовые реалии и правила в освоении околоземного пространства практически поставили крест на общепризнанном договоре, в котором космическое пространство определяется как "достояние всего человечества", пишет The National Interest. Авторы статьи называют сложившуюся ситуацию новой трагедией ресурсов общего пользования.
НАСА попыталось обеспечить непротиворечивость Соглашений Артемиды Договору о космосе, и подписанты явно соблюдают все положения. В соглашениях изложены в основном разумные и оправданные правила для осуществления операций и сотрудничества в космическом пространстве, в том числе прозрачность космической политики и планов участников; подробное описание местоположения и характера осуществляемой космической деятельности; открытый доступ к научным данным, включая полученные в результате совместных предприятий; и соблюдение положений Договора о космосе с должным вниманием к другого рода деятельности и недопустимому вмешательству других сторон.
Подписанты также обязаны уведомлять и координировать действия "с заинтересованными лицами" для устранения любых проблем и обязуются развивать функционально совместимую исследовательскую инфраструктуру в виде посадочных площадок, хранилищ топлива, систем связи и электроснабжения. Кроме того, участники соглашаются "уважать принцип свободного доступа других лиц во все районы небесных тел и другие положения Договора о космосе", и это помимо соблюдения иных согласованных на международном уровне методов оперативного сотрудничества в виде экстренной помощи терпящим бедствие в соответствии с положением о спасении и возвращении космонавтов, а также регистрации космических объектов.
А вот относительно добычи космических ресурсов в Соглашениях Артемиды преобладают довольно туманные формулировки. Они предусматривают некие самопровозглашенные "зоны безопасности", где может осуществляться космическая деятельность подписантов. В соглашениях говорится, что добыча ресурсов на Луне и других небесных телах "должна осуществляться в соответствии с Договором о космосе", и далее по тексту: "Подписавшие стороны подтверждают, что извлечение космических ресурсов по своей сути не является национальным присвоением в соответствии со статьёй II Договора о космосе".
Трудно понять, как это согласуется с принципом "свободного доступа во все районы небесных тел". Многие эксперты в области права выражают сильное сомнение по этому поводу. Как отмечалось выше, Договор о космосе гласит, что небесные тела не подлежат "национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами". Соглашения Артемиды действительно включают положения о консультациях с неучаствующими сторонами, однако какого-либо всеобъемлющего механизма урегулирования споров не существует.
Казалось бы, возникает вопрос: по какому праву страны предоставляют частным компаниям права на разработку космических природных недр и, если уж на то пошло, строительство обитаемых станций на Луне и Марсе, раз они не являются чьей-либо собственностью? Луна не принадлежит никому. Для таких неискушенных в юридических вопросах людей, как мы, это не является очевидным, поскольку Договор о космосе не дает однозначных оснований для вынесения соответствующих суждений. Что помешает Китаю, России или Индии предоставить право на добычу полезных ископаемых своим государственным предприятиям в том случае, если они доберутся туда первыми, или претендовать на недвижимость класса "люкс" на водообильных северном и южном полюсах Луны для своих обитаемых баз? Вне зависимости от заявленных обоснований что действительно имеет значение, так это мощь и ракетно-космический потенциал. Похоже, проблема космических ресурсов чревата конфликтом между конкурирующими странами в отсутствие новых международных правил.
(Продолжение следует)
Роберт Мэннинг — старший научный сотрудник Центра стратегии и безопасности Брента Скоукрофта при Атлантическом совете. С 2001 по 2004 год работал старшим советником заместителя госсекретаря по глобальным вопросам, был сотрудником Департамента планирования государственной политики США с 2004 по 2008 год и входил в группу стратегического будущего Национального совета по разведке.
Питер Уилсон — старший научный сотрудник по вопросам национальной безопасности в корпорации RAND. В настоящее время преподает курс истории военно-технических инноваций в Ошерском институте непрерывного обучения (OLLI).