Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тайвань: размежевание между Китаем и США ускоряется

© AP Photo / Chiang Ying-yingТайваньские солдаты во время празднования Национального дня в Тайбэе
Тайваньские солдаты во время празднования Национального дня в Тайбэе - ИноСМИ, 1920, 10.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ссоре США с Китаем из-за визита Пелоси на Тайвань есть один малозаметный пострадавший — это экономика стран ЕС. Об этом пишет французский "Пуэн". Американцы заставляют европейцев принимать участие в экономических санкциях против Китая. Между тем именно на китайском дешевом труде строилось благополучие Евросоюза.
Эскалация напряженности между Китаем и США из-за Тайваня — плохая новость для процветания и безопасности Европы.
Китайские ракеты появились в небе Тайваня 4 августа не только в знак протеста Пекина против визита на остров Нэнси Пелоси, спикера Палаты представителей и третьего лица в США по протоколу. Они стали свидетельством растущего антагонизма между Пекином и Вашингтоном. Китайско-американское размежевание продолжает ускоряться. Разрыв между бывшими партнерами растет так быстро, что два мировых гиганта больше не могут сотрудничать, в том числе в таких традиционных областях, как борьба с изменением климата.
В 1995 году президенту Биллу Клинтону потребовалось всего два авианосца, чтобы припугнуть Китай и остановить военную эскалацию в Тайваньском проливе, важном морском пути для мировой торговли. В то время китайская армия не могла сравниться с американской военной мощью. Сегодня ситуация другая. Китайская Народная Республика терпеливо создавала и создала-таки все необходимое для ведения войны с США, с ее мощным военно-морским флотом и передовым ракетным потенциалом. Малейший просчет одного из главных действующих лиц теперь может спровоцировать катастрофу.
К постулату Китая "одна страна, две системы" доверие было утрачено после того, как Си Цзиньпин отменил демократию и подавил свободы в Гонконге. Узнав об этом прецеденте, тайваньцы все больше и больше стали стремиться к независимости. Миф о едином Китае, поддерживаемый пекинской пропагандой, стал для них "красной тряпкой". Но они знали, что провозглашение независимости обязательно вызовет немедленный военный ответ со стороны Пекина, поскольку ни один материковый лидер не смог бы пережить такое унижение в политическом плане.

Отрицание истории

Свобода и демократия так же невыносимы для Си Цзиньпина в Тайбэе, как и для Владимира Путина в Киеве. Вопреки исторической правде, два лидера отрицают полную национальную самобытность ставших враждебными им территорий и утверждают следующее: первый, что давно потерянный им остров всегда был частью Китая, второй, что Украина — лишь придаток "русского мира". Цель у них одна и та же: не допустить развития у себя по соседству либеральной модели, столь успешной на Украине. Ведь эта либеральная модель могла бы внушить подрывные идеи народам, которые Си и Путин удерживают под своим игом.
Возвращение тайваньского вопроса на передний план является спасительным развитием событий для Си Цзиньпина, который этой осенью намерен переизбираться на третий пятилетний срок во главе Коммунистической партии. Вот почему момент, выбранный Нэнси Пелоси для визита в Тайбэй, был не самым подходящим. Однако не менее верно и то, что тайваньская демократия, которая прилагает немало усилий по строительству мощной обороны, не сможет выжить без решительной поддержки Вашингтона.
А вот для европейцев ссора между Вашингтоном и Пекином — плохая новость. Ведь страны ЕС нуждаются в Соединенных Штатах для своей безопасности, а в Китае с его дешевым трудом они нуждаются для своего экономического процветания. Эта зависимость асимметрична: европейская экономика нуждается в китайцах больше, чем китайцы в европейцах. Вместо того, чтобы прятать голову в песок и делать вид, будто конфликт вокруг Тайваня ее мало касается, Европе следовало бы показывать свою заинтересованность в деэскалации, пока не стало слишком поздно.
Эта ситуация вновь иллюстрирует разрыв между Западом и странами Востока (включая Китай) в восприятии украинского кризиса. Первые видят в российской спецоперации прямую атаку на Старый континент, с которой необходимо бороться любой ценой, вооружая украинскую армию и истощая финансы Кремля. Вторые же отказываются осуждать Россию Владимира Путина, с которой они успешно развивают экономическое и военное сотрудничество в последние годы.
И не только Китай отказывается видеть в России врага. "Я не думаю, например, что Саудовская Аравия поддерживает действия Владимира Путина на Украине, но саудовцы не очень заинтересованы в том, чтобы ввязываться в конфликт, который они рассматривают как вопрос европейской повестки дня", — говорит Джозеф Вестфаль, бывший посол США в Саудовской Аравии, в настоящее время работающий в Институте менеджмента и международных исследований имени Джозефа Лаудера при Пенсильванском университете. "Саудовцы уже пытаются дать понять, что они не собираются усложнять свои отношения с Россией только для того, чтобы помочь Соединенным Штатам. Китайцы будут следующими".