Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Наша обязанность защитить ливийский народ

Опыт Ирака не должен делать нас глухими к ливийским призывам о международной поддержке

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСитуация в Ливии
Ситуация в Ливии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Международное законодательство не требует от мира воздерживаться и ничего не делать, пока по приказу полковника Каддафи убивают гражданских лиц, и Ливия скатывается к жестокой гражданской войне с неограниченными и систематическими нарушениями основных прав человека. Фотографии, приходящие из Ливии, шокируют, и они служат хорошим дополнением к информации от очевидцев на местах событий.

Международное законодательство не требует от мира воздерживаться и ничего не делать, пока по приказу полковника Каддафи убивают гражданских лиц, и Ливия скатывается к жестокой гражданской войне с неограниченными и систематическими нарушениями основных прав человека. Фотографии, приходящие из Ливии, шокируют, и они служат хорошим дополнением к информации от очевидцев на местах событий.

Информации добавил Хишам Матар, выдающийся англо-ливийский писатель, чей отец «исчез» благодаря Каддафи два десятилетия назад. Живя в Лондоне, образце спокойствия и сдержанности по сравнению с его собственным опытом, при этом у него есть полученный непосредственно из первых рук опыт того, как режим действует. Он также находится в прямом контакте с членами семей, которые, как он выражается, всего несколько дней назад работали в малом бизнесе или ходили в университет, а сейчас, вооруженные старыми охотничьими ружьями, оказывают сопротивление хорошо экипированной армии Каддафи, составленной по большей части из иностранных наемников.

Он описал нам рассказ своего двоюродного брата о тяжелых боях на этой неделе в районе Рас-Лануфа, где военные Каддафи выводили на улицы женщин и детей, расставляли на крышах снайперов и хладнокровно стреляли в гражданских лиц. По словам Матара, который общается с врачами и бойцами по всей стране, подобные сцены разыгрывались также сегодня в Эз-Завии, Зинтане, Бенгази, Мисрате и Аль-Аджабие. В беседах эти мужчины и женщины говорят о серьезной нехватке продовольствия и медикаментов и экстренной нужде в предметах первой необходимости, таких как мука и детское молоко. Они также призывают к кое-чему еще: при том, что никто не хочет присутствия иностранных войск в наземном преломлении - ливийские воспоминания об эпохе колониализма еще весьма яркие и мрачные - они хотят установления бесполетной зоны над страной, чтобы прекратились атаки с воздуха. И они хотят иметь возможность получить оружие, требующееся для того, чтобы со своей стороны способствовать установлению бесполетной зоны, а также для защиты себя от нападений сил Каддафи.

Оппозиция сталкивается с многочисленными трудностями, но сейчас одна из них - это резолюция ООН номер 1970, принятая единогласно всего десять дней назад. Она включает запрет на поездки и заморозку активов, а также подразумевает начало расследования событий в Ливии Международным уголовным судом, который будет искать в них составы международных преступлений. Эти усилия в общем приветствуются. Но резолюция также включает и эмбарго на поставки оружия, которое призвано предотвратить снабжение «Ливийской Арабской Джамахирии», но ударяет по обеим сторонам конфликта, примерно как эмбарго на поставки оружия во время конфликта в Боснии тоже привело к катастрофическим последствиям в начале 1990-х годов.

И еще один более зловещий момент - резолюция включает строчку в преамбуле, которая была вставлена Россией с целью устранить возможность того, чтобы Великобритания и США смогли - как они сделали в Ираке - сказать потом, что Совет Безопасности дал добро на использование военной силы, когда он очевидно этого не делал. Эффект от этого условия включает предотвращение любого использования силы, в том числе не дает установить бесполетную зону. Все это имеет целью предотвратить новые преступления против человечности.

Это будет трагедией для ливийского народу, если тень событий в Ираке вынудит ограничить проявления «ответственности защищать», принципа, который в некоторых обстоятельствах дозволяет использование военной силы для предотвращения массовых и систематических нарушений фундаментальных прав человека. И это будет в высшей степени жестоко подвергать ливийцев последствиям продления существования режима Каддафи, препятствуя тому, чтобы они пошли по стопам Туниса и Египта. Избежание подобное ситуации требует дальнейших мер. Что должно произойти? Как минимум, оппозиция в Ливии должна сформировать эффективный и единый переходный орган, который будет признан иностранными правительствами. Сейчас же нужно принять новую резолюцию Совета Безопасности ООН, для обеспечения немедленной гуманитарной помощи, чтобы она была доступна оппозиции, для установления бесполетной зоны, для того, чтобы оппозиция могла внести свой вклад в установление такой зоны и в собственную самозащиту, разрешить ей получать соответствующее вооружение. А также должны быть предприняты шаги для того, чтобы расследовать преступное поведение режима и всех, кто оказывает ему поддержку, включая иностранных наемников.

После разгрома Ирака, ничто из этого не может делаться под руководством Британии или США. Но поддерживая ранее режим, связываемый с убийством сотрудницы британской полиции Ивонн Флэтчер и с Локерби, а также с исчезновениями людей и другими проявлениями жестокости по отношению к ливийскому народу, самое меньшее, что мы можем сделать, это предоставить идеи и активную поддержку Лиге арабских государств, Африканскому союзу и Совету сотрудничества в Заливе. Многие из членов этих организаций уже выступили в поддержку подобных мер.

Матар представил нам эту точку зрения, нам, которые выступали против войны в Ираке как незаконной, с характерной ясностью: «У ливийцев должна быть своя собственная революция, но им нужно, чтобы были предприняты действия для ускорения этого и для ограничения и прекращения процессов, которые уносят жизни невинных, и эти действия должны быть предприняты сейчас». Он прав.