В условиях, когда политика президента Обамы в отношении Ливии скачет от одного конфуза к другому, на прошлой неделе он и госсекретарь Хиллари Клинтон превзошли самих себя. Они публично приветствовали усилия России по внедрению себя в процесс в качестве посредника, сделав такой шаг в слепую в стратегическом плане, что он даже лидеров в Москве должен лишить дара речи.

Постоянные члены Совета Безопасности ООН Россия и Китай воздержались при первоначальном голосовании по резолюции, которая дала добро на использование силы для создания бесполетной зоны над Ливией и защиты мирных граждан. Но не использовав право вето, Россия тем самым молчаливо согласилась на военную операцию. А когда военные действия начались, Россия неоднократно выступала с негативной оценкой военных мер и резко критиковала натовские действия. Теперь, как посредник, Россия, на самом деле, получит шанс переписать резолюцию ООН в соответствии со своими собственными взглядами.

Учитывая неопределенный сигнал, посылаемый и Обамой, и НАТО, и по-прежнему ничего не решающий результат «кинетической военной операции», репутация, кредитоспособность и уровень доверия к США и НАТО, в военном и политическом смысле, серьезно пострадали. Президент, весьма вероятно, не ценит эти раны, раз готов постоянно отступать, только чтобы его не воспринимали как любящего менять режимы в одностороннем порядке, каковым, как он воображает, был его предшественник.

Мы должны надеяться на то, что Россия потерпит неудачу. Посредничество при переговорах никогда не были правильным ответом на сложившуюся ситуацию. НАТО, раз уж вмешалось, должно продолжать полагаться на силу оружия, как она еще может это делать при скромной демонстрации американских властей. Не нужно делать ошибку: приветствуя российское посредничество между НАТО и ее военным оппонентом, таким как Ливия, это не более чем ощутимое унижение для западного альянса. Если полная заблуждений администрация Обамы выступает за посредничество, почему не обратиться с этой задачей к Швеции или Швейцарии?


У России теперь не только есть возможность переиграть ситуацию в ливийском болоте в своих целях, она вдобавок оказалась и в очень хорошей позиции для того, чтобы занять доминирующую роль в постконфликтной Ливии. С самого начала американские критики вторжения поднимали вполне законные и обоснованные вопросы о добросовестности и честности ливийской оппозиции, оформившейся в Переходный национальный совет, ныне признанный более чем тремя десятками государств. В прошлую пятницу Соединенные Штаты присоединились к этой толпе, одновременно разморозив ливийские активы, чтобы сделать их доступными Переходному совету.

Но в последние четыре месяца ни Америка, ни ее союзники по НАТО так и не смогли идентифицировать и усилить (спокойно или иным образом) по-настоящему значимый кадровый состав прозападных голосов в Ливии. Эта неудача грозит все бОльшим риском того, что окончательно победившая оппозиция просто заменит один мошеннический режим другим. Уход Каддафи по-прежнему явно жизненно необходим и легитимен, учитывая его дерзкие и вызывающие угрозы вернуться к международному терроризму и возможное стремление к обладанию оружием массового поражения. Но это всегда была лишь половина стратегии, которой всегда сопутствовала необходимость выбрать и поддерживать желаемую, или, по крайней мере, приемлемую, альтернативу.

Вставление России в середину ливийской войны дает ей безошибочное преимущество в определении формы Переходного национального совета, дает более широкие возможности в решении вопросов о будущем посткаддафиевской Ливии. Москва (наряду с Пекином) имеет заинтересованность и реальную возможность стать гораздо более сильно вовлеченной в процессы разработки и эксплуатации ливийских нефтяных и газовых ресурсов, чем сейчас. Такой возможности для себя Россия никогда бы не добилась сама. А когда Обама и Клинтон предоставляют ее ей совершенно безвозмездно, от этого просто дух захватывает.

Россия сегодня - баламут и смутьян, нарушитель спокойствия, не идеологически, как во времена холодной войны, а в стиле чванливого международного хулигана. Все более двигаясь в сторону авторитаризма во внутренней жизни, Россия Владимира Путина, среди прочего, стремится и восстановить свою гегемонию на постсоветском пространстве; вмешивается в дела на Ближнем Востоке; и предоставляет политическое прикрытие для иранской программы разработки ядерного оружия. По иронии судьбы, международная уверенность России в себе не может быть устойчивой, учитывая ее стареющее, нездоровое и уменьшающееся в численности население и ее экономику, которая едва ли может положиться на что-либо, кроме экспорта нефти и газа.

Стратегически, Соединенные Штаты должны бы выжимать все возможное из Москвы и дисциплинировать ее, а не обласкивать. Вместо того политика «перезагрузки» администрации Обамы отдает умиротворением, достаточно вспомнить то, как он отступился от планов по созданию элементов системы противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике, отказался от попыток сделать Украину и Грузию ближе к НАТО, и подписал новый договор СНВ по контролю над вооружениями, сделав тем самым невынужденную ошибку, которая даст России время и необходимое прикрытие для восстановления своего ядерного потенциала и возможностей в плане баллистических ракет в рамках договора, который ограничивает Вашингтон гораздо больше, чем Москву.

Слабость администрации Обамы, подтверждаемая просчетами в Ливии, вызывает пристальное внимание в России и даже более широко в мире. К сожалению, европейские друзья Америки также демонстрируют глубокую усталость, утомленность и слабость в Ливии и за ее пределами. Некоторые, например, предполагали, что Франция, заигрывая с Москвой, приветствовала российские посреднические усилия с целью сорвать планы Германии превратить себя в самого главного и принципиально важного западноевропейского партнера России.

Насколько же тревожно и опасно видеть, как члены НАТО движутся в сторону России - после ведения в значительной степени холодной войны в Европе и после победы в ней, после всего того, что было сделано именно для того, чтобы удержать Европу от влияния Москвы. Теперь кое-кто не только ищет объятий Москвы, но даже администрации Обамы, в случаях, подобных Ливии, активно способствует усилиям России.

Кремль поступит совершенно справедливо, если увидит в факте приветствования Обамой своих посреднических инициатив в Ливии еще один явный знак американской слабости и готовности отступать. Аналогичным образом, другие противники Америки на международной арене посчитают ошибку Обамы шагом, открывающим еще больше возможностей для них, и это должно глубоко нас заботить. Эти противники, такие как Иран, Северная Корея, будут с меньшей озабоченностью воспринимать американские попытки сдержать ход развития их ядерных и баллистических программ, тем самым способствуя увеличению риска еще более широкого распространения ядерного оружия.

Политические комментаторы обычно высказываются в том духе, что американцы не заинтересованы в вопросах национальной безопасности. Но если придется столкнуться с опасностями дальнейших шестнадцати месяцев пребывания Обамы у власти, который ощутимо усугубляются перспективой еще четырех лет, то американцы должны быть гораздо более разумными, чем им приписывают те, кто строит прогнозы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.