Недавняя бойня верующих в Нигерии и Кении в воскресенье, в то время как люди молились в храмах, снова привлекла внимание всего мира к тем трудным условиям, в которых многие христиане вынуждены жить в Африке. Им угрожает исламский терроризм даже там, где, как в Кении и в других государствах Черной Африки, мусульмане представляют собой меньшинство. Не так давно сами мусульмане  боялись дискриминации или чего-нибудь похуже.

Но в то время угроза исходила не от христиан, и проблема заключалась не в вероисповедании. Мусульман ненавидели и преследовали, потому что они представляли собой меньшинство, в котором было много обладателей престижных профессий, коммерсантов и предпринимателей, иммигрировавших из Азии, а африканским правительствам всегда удобно обвинить именно их в отсутствии развития, бедности, коррупции. В 1972 году диктатор Иди Амин Дада в Уганде приказал изгнать почти всех из 80 тысяч азиатских резидентов, в основном мусульман. Они должны были оставить страну, потеряв все свое имущество.

Именно плохое управление, коррупция, бедность, несоблюдение институциональных норм по отношению к гражданам — это то зло, которое обличают мусульманские движения, завоевывая доверие соотечественников, которым они предлагают в качестве лекарства исламские правительства, действующие по законам шариата, опирающимся на Коран. Если, как например, в Алжире у власти находятся мусульманские лидеры, то исламисты объясняют, что плохое правительство - это следствие отхода глав государства и населения от ортодоксального пути и коррупции  Западом. Так, в Алжире были убиты десятки тысяч невинных людей.

Читайте также: Куда исчезли христиане?

Если же у власти стоят христиане, то им вменяют в вину любые промахи и неудачи. В Нигерии, исламской на севере и христианской в южной части, где находятся залежи нефти, составляющие богатство страны, но не населения, которое на две трети живет за чертой бедности, имамы и политики севера обвиняют центральное правительство, вот уже несколько лет возглавляемое президентами-христианами, в том, что оно довело до бедственного положения  исламские регионы федерации.

Кроме того, религиозная принадлежность всегда является потенциальным фактором напряженности в Африке, где она соединяется с клановостью, с племенным устройством. Этот факт часто умаляют, игнорируют или даже отрицают, объясняя, что это явление — постороннее для африканской традиции. Говорят, что оно порождено колониализмом, но племенное разделение — это характерная черта африканской жизни как сегодня, так и в прошлом. Система сообществ, к которым африканцы принадлежат по рождению, имеет непреодолимые барьеры, эти сообщества являются антагонистами, они враждуют между собой.



Ни исламу, объединяющему правоверных, ни христианству с его идеей всеобщего братства не удалось выкорчевать эту враждебность. Более того, она вошла в норму там, где как в Нигерии племена были обращены в ислам и христианство. Теперь они, как и тысячелетия прежде,  оспаривают друг у друга ресурсы и средства  к существованию.

Также по теме: Христианство в кризисе

Понятно, что такое развитие событий благоприятствует интегрализму, хотя отсутствие безопасности и упадок, вызванные террористическими актами и вооруженной борьбой, никому не выгодны и не находят среди верующих единодушного одобрения. В пользу ислама, даже в его наиболее фанатичном варианте, на наш взгляд полностью неприемлемом из-за отсутствия свобод и насилия, с которым он утверждает себя, говорит сходство этой религии, возникшей среди пастухов-кочевников с ценностями и устройством африканских племен, авторитарных, патриархальных, геронтократичных, которые противопоставляют общество личности. Права в них зависят от статуса, они организованы на основании фундаментальных различий между мужчинами и женщинами, молодыми и стариками, между  племенами.

Христианство, напротив, утверждает ценность личности, отстаивает ее достоинство, физическую целостность и свободу, универсальные и неотъемлемые человеческие права. Поэтому оно требует радикально изменить отношения и традиционную общественную структуру, оставив установления, которые крепко укоренились в социальной жизни африканского населения.

Пропаганда стран третьего мира обвиняет Запад во всех бедах, от которых страдали африканцы в последние шесть веков. А африканцы легко верят, что нужно отторгать западную культуру во всех ее проявлениях, даже побочных. Например, нигерийское интегралисткое движение «Боко харам» не признает ношения часов на запястье, а в Алжире Аль-Каида требует, чтобы часы носили на правой руке, дабы отличаться от западных людей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.