Древняя китайская пословица учит, что жить в эпоху перемен — это проклятие. Современная философия успеха наоборот говорит об изменениях, как о шансе и новых возможностях. Если учесть, что все успешными стать не могут, ибо какой же это будет успех, то правильными являются оба подхода. Кому-то успех, кому-то проклятие. Все гармонично в этом мире.
Но мир однозначно изменится. Кто-то будет производить бесконтактные системы дезинфекции для размещения в супермаркетах и аэропортах, кто-то будет развивать систему доставки товаров или печатать медицинское оборудование на 3D-принтерах. Осознав, что человеческий труд не только дорогая, но и ненадежная штука, производство роботизируется еще более быстрыми темпами. Вероятно, что опыт 2020 года будет учтен и в градостроительных подходах.
Это не первая такая ситуация, в конце концов, капитализм тоже возник не просто так. Одна из теорий даже говорит о том, что большая эпидемия резко уменьшила количество рабочей силы, поэтому работники уже могли диктовать свои условия феодалам.
Но это, честно говоря, не наша забота. Нам бы пересидеть без катастрофических последствий до появления лекарств и вакцин, а потом вернуться к привычному образу жизни. Объективно, разговоры о лучших ученых и о наиболее образованном населении здесь уже не помогут. Максимум, на что мы способны — экспортировать медицинские маски и покупать мерседесы. Поэтому остается ждать.
Ради справедливости следует все-таки различать общество и государство. Потому что общество реагирует быстрее, и вот уже народ раскупает домашние хлебопечки, работает доставка еды и такси. Самоотверженно работают врачи и медицинский персонал. Если бы не государственная монополия на спирт, подозреваю, что и дефицита с антисептическими спреями не было бы.
Но вот о государстве, а, именно, об отдельных политиках, которые в каждом кризисе видят шанс, стоит поговорить. Потому что вырисовываются очень неприятные тенденции.
Например, наговорив массу комплиментов в сторону китайской власти, наши руководители решили и у себя наводить порядок «сильной рукой». Во-первых, это слишком амбициозно, чтобы не сказать тупо, — пытаться повторить китайский опыт, имея украинские ресурсы. Давайте тогда сразу обгоним Илона Маска в космической программе, чтобы два раза не вставать. Во-вторых, откуда такое доверие к данным китайской компартии в стране, которая жила при коммунистической власти? Может, нам тогда стоит серьезно опираться на статистику СССР 30-х годов прошлого века? Не было, мол, никакого голодомора, и репрессий не было. А были успехи, порядок и невиданный рост ВВП.
Кстати, этой инициативе Арсена Авакова уже не один год. С самого начала «реформ» муссируется тема «подчиняйся, а потом оспаривай». Будто от этого что-то кардинально изменится в сфере добычи янтаря или «государственных лотерей»… Ну, а фраза «выживем, а там разберемся» — это просто вершина коммуникации. Спасибо, успокоили.
Во-вторых, Вадим Рабинович, хотя он и непримиримый оппозиционер, неожиданно сболтнул, что ужесточение карантина — это хорошо. Потому что пока «буйные» будут сидеть по домам, есть возможность достичь мира. Чего бы это…
Третья тенденция проявилась на совещании в Харьковской области. Кернес и Ярославский показали всем, в том числе и центральной власти, кто в регионе «конкретно» решает вопрос. Если бы не было написано, что это совещание антикризисного штаба, можно было бы подумать, что какая-то «сходка», а «терпила» — не заместитель председателя облгосадминистрации, а обычный коммерсант. Действительно, без Авакова пока никуда…
Четвертый фактор — это активные оппоненты действующей власти еще со времен президентских выборов, которые надеются, что с немедленным устранением Зеленского Украина не потеряет еще часть территории. Хотя я не был бы таким оптимистом.
Все эти силы как-то уравновешивают друг друга, не давая впасть в крайности. Например, прессовать пассажиров общественного транспорта за превышение количества десять человек на фоне работающих Эпицентров — как-то нелогично. Но владельцы Эпицентров — уважаемые люди, еще и куча народа делает дома косметический ремонт, не отвлекаясь на политику. Поэтому, может, оно и к лучшему.
Ибо в желании повторить чилийское экономическое чудо или «навести порядок» очень вероятным является повторение судьбы Сомали. Правда, от Сомали до России далеко, и никто им «братство» силой не навязывает.