Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Силы НАТО находятся в Прибалтике уже с 2004 года, когда Россия под давлением "отпустила" эти экс-республики СССР в Атлантический альянс. Но с 2014 года туда стали прибывать все новые батальоны, сообщает "Пуэн". Теперь они грозят России напрямую, а не сластят пилюлю враньем о "зоне мира и процветания".
Вот в каком мире нам предстоит жить. Недалеко от российской границы Франция и ее союзники готовятся к войне высокой интенсивности... и суровым холодам.
Каждый согревается как может. Капитан Жан-Батист прячет руки без перчаток под куртку с пуленепробиваемом жилетом. Он только что провел ночь в морозном лесу на севере Эстонии, примерно в ста километрах от Чудского озера, по которому проходит граница с Россией. Семь часов утра, солнце еще не взошло, а на термометре — 40С. "Ощущается как — 80С", — уточняет один из его подчиненных, с поднятым капюшоном на голове.
Жан-Батист улыбается, холод его не пугает. Он альпийский стрелок и привык тренироваться в горах, недалеко от своей казармы в Шамбери. "Здесь равнина, но много снега, лед и прохладные ночи, это нам знакомо", — говорит он, указывая подбородком в сторону передового бронетранспортера, в котором он провел ночь. Несколько месяцев назад молодой офицер участвовал в ликвидации лагерей беженцев Тессалит и Кидаль в Мали. "Я выпивал по 10 литров воды в день, потому что сильно потел, — вспоминает он. — Так что теперь я предпочитаю холод".
Смена обстановки была столь же радикальной, сколь и желанной для капитана и его батальона. После борьбы с повстанцами и террористическими группами в африканском регионе под названием Сахель они заново учатся вести обычную войну в европейском климате. Условия приблизительно такие же, как на Украине. Французские альпийские стрелки, специализирующиеся на боевых действиях в сложных условиях, в том числе зимних, играют важную роль в противостоянии экспансионистским амбициям Владимира Путина, стремящегося расширить Россию на территории Крайнего Севера. Гибкие гусеницы их небольших бронированных машин идеально подходят для передвижения по обледенелой земле. Лыжи и снегоступы закреплены на крыше, они будут использоваться, когда снежный покров, еще небольшой в конце ноября, станет более плотным. "Наши машины повышенной проходимости идеально подходят для таких условий и будут продолжать эксплуатироваться весной, после оттепели, потому что приспособлены к грязи — как будто сделаны для здешней распутицы. Их используют даже в джунглях Гайаны", — объясняет нам механик, занятый ремонтом поврежденного домкрата.
Война "по старому рецепту"
Подобно батальону Жана-Батиста, вся французская армия, похоже, претерпела изменения как в географическом плане, так и в тактическом. Франция воспользовалась возможностью усилить свое присутствие на "восточном фланге" НАТО после ухода из нескольких африканских стран по решению почему-то враждебно настроенных к иностранным военным местных властей. Франция стала "рамочной страной" (государством, взявшим на себя командование многонациональными силами — прим. ИноСМИ) альянса НАТО в Румынии. Все больше и больше французских войск концентрируется в странах Прибалтики, граничащих с Россией и Белоруссией. Около 300 солдат дислоцированы на эстонской базе Тапа, а четыре самолета Rafale только что прибыли в Литву, чтобы лучше защитить воздушное пространство этой страны от русских. "Постепенное наращивание нашего ограниченного контингента произошло еще до начала конфликта на Украине", — объясняет генерал Фредерик Шиффо, согласно которому переориентация проводилась в рамках стратегического обзора 2017 года, обновленного в 2021 году. "Война в Осетии в 2008 году, аннексия Крыма в 2014 году, конфликт между Арменией и Азербайджаном в 2020 году... Французская армия адаптируется к геополитической эволюции мира", — объясняет он.
В министерстве обороны Франции признают смену модели ("Мы заново учимся обычной войне"), но кто-то из команды министра Себастьяна Лекорню отказывается проводить параллель между различными зонами, где действует французская армия. "Из-за конфликта на Украине мы не должны закрывать глаза на то, что происходит в Африке, а также на новую активизацию джихадистских группировок. Мы испытали на себе ожесточенные боевые действия, засады, ракетные обстрелы, удары самодельных взрывных устройств. Давайте не будем забывать о 59 французских солдатах, погибших в Мали".
На эстонской ледяной равнине патрулирование в африканском Гао кажется капитану Жану-Батисту далеким воспоминанием. Небо наконец прояснилось, бросив скудные солнечные лучи на множество танков и транспортных средств вокруг военных. С одной стороны, британские танки в кругу небольших черных палаток. С другой, танки Leopard II датской армии, замаскированные под сосновыми ветками и охраняемые двумя солдатами с вымазанными черной краской лицами. "Тихо!" Датские и британские солдаты еще спят... Пусть немного поспят. Смущенные французы пьют кофе и разогревают на костре готовые блюда из своего пайка.
Каждый греется как может, ожидая появления британского командующего. Поскольку Великобритания является "рамочным государством" для мил НАТО в Эстонии, она отвечает за руководство всеми войсками НАТО в стране. Французские стрелки, которые поспали всего около трех часов, обнаружили, что британская система управления рисками требует, чтобы водители танков Его Величества спали не менее шести часов в сутки. Во всех странах НАТО критерии подготовки к военным действиям неодинаковы... "Русские начнут атаковать, а мы будем ждать, пока проснется командующий?" — язвительно заметил французский снайпер.
"Такого рода учения между разными странами должны позволить нам лучше узнать друг друга и лучше сотрудничать", — поправляет подполковник Лефевр, самый высокопоставленный французский офицер в Эстонии, вспоминая главную цель совместных учений: лучшее взаимодействие. "Это не мешает нам оценивать себя и сравнивать себя с другими. Французской армии не за что краснеть, она готова к войне", — гордо говорит он, стоя руки в боки. Несмотря на холод, он не носит ни шлема, ни шапки, а носит традиционный берет альпийских стрелков. Головной убор вызывает изумление британских танкистов, которые, наконец, завели двигатель своей машины.
"Очень холодно! Если бы мы были в Англии, вся страна вымерла бы!" 34-летний сержант Марк, разместившийся на своем танке Challenger II, никогда не испытывал такого холода в своем родном Глостершире. Он признается, что британский генеральный штаб прислал ему новые перчатки и более герметичные палатки. Но все равно английская армия здесь, недалеко от Санкт-Петербурга, плохо подготовлена к морозам. В отличие от своих французских коллег, которые побывали в центре подготовки в Модане (Альпы), только одна группировка Королевского флота имеет опыт работы в экстремальных условиях. Ожидается, что вскоре она прибудет в Эстонию для обучения британского контингента.
Страдают не только люди. Техника также подвергается испытаниям. Не успели британцы запустить двигатель, как два танка выпустили густой белый дым. Это поломка: они останутся на обочине и не будут принимать участие в маневрах.
"Россия может проверить нашу готовность в любой момент"
Учения, в которых участвуют англичане, датчане и французы, должны длиться три дня и три ночи. Эстонцы не участвуют, но мы слышим, как вдалеке тренируются их артиллеристы. Страна находится в состоянии повышенной готовности с 24 февраля 2022 года. Получив независимость после распада СССР в 1991 году, Эстония вступила в Европейский Союз и в НАТО в 2004 году. В столице Таллинне очевидно неприятие России. Памятники советской эпохи уничтожаются, и большинство официальных зданий теперь задрапированы в сине-желтые цвета Украины.
В министерстве обороны, расположенном в центре города, заместительница министра Туули Дунетон высказала сожаление по поводу "слепоты" европейцев. "Некоторые руководители до конца не верили, что намерения Владимира Путина могут быть такими ужасными и неохотно присылали сюда войска. Они говорили нам: на улице 2022 год, поэтому Путин не станет развязывать классическую войну в Европе. Это невозможно. Но мы, эстонцы, хорошо знаем, на что Путин способен", — объясняет эта молодая женщина на безупречном французском языке.
Несмотря на галопирующую инфляцию в стране (21,4% в ноябре 2022 года, самый высокий показатель в Европе), она уверяет, что оборонный бюджет скоро превысит 3% ВВП, намного превысив минимальный двухпроцентный уровень, рекомендованный в рамках НАТО каждой стране. "К сожалению, какой бы бюджет ни был нами установлен в оборонной сфере, мы знаем, что никогда не сможем победить российскую армию в одиночку. Нам нужны наши союзники, им необходимо пополнять свои арсеналы. Несмотря на ее трудности на Украине, мы по-прежнему убеждены, что Россия может проверить нашу готовность в любое время".
"Русским понадобилось менее 24 часов"
Эстония, площадь которой равна площади одного французского департамента, имеет армию из двух бригад, одна из которых состоит из резервистов. Это очень мало по сравнению с соседней Россией, у которой есть военные базы по ее сторону границы. "В начале конфликта на Украине русским потребовалось менее 24 часов, чтобы захватить территорию, равную по площади Эстонии, — вспоминает находящийся в стране западный дипломат. — Если бы мне пришлось вкратце описать ситуацию, я бы сказал, что Эстония живет в страхе не без оснований. В определенных кругах здесь распространено мнение, что страна уже была бы захвачена, если бы не была членом НАТО. Вот почему Эстония и страны Балтии размещают все большее число западных войск на своей земле".
После одного дня учений, когда военные имитировали засаду на лесной дороге, капитан Жан-Батист и его солдаты проведут еще одну ночь в замерзшем лесу. Дозорные, вооруженные инфракрасными очками, занимают свой пост, в то время как остальная часть отряда отправляется погреться внутри боевых машин. Французские альпийские стрелки не ропщут. "Эстония — идеальная тренировочная площадка, — отмечает один из них, вкушая свой высококалорийный паек. — И нужно признать, что здесь нам рады больше, чем в нашей бывшей колонии Мали".
Жюльен Пейрон (Julien Peyron)