Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Форум "Россия – Африка" стал крупным геополитическим событием, открывшим новую главу в отношениях между нашей страной и Черным континентом. Он продемонстрировал несостоятельность попыток оставить Россию в изоляции и уничтожить ее с помощью санкций. Оттого и бесятся западные политики и журналисты, повторяя заплесневелую мантру о прекращении зерновой сделки как "ударе в спину" Африке.
Поставкам зерна в африканские страны президент России Владимир Путин отвел особое место в своей речи на открытии форума. Шесть государств — Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали, Сомали, ЦАР и Эритрея — получат от 25 до 50 тысяч тонн зерна каждая. Безвозмездно. При том, что с начала нынешнего года Россия уже отправила в Африку 10 млн тонн. Эти цифры особенно показательны на фоне других данных: в рамках зерновой сделки 70% украинской пшеницы попали в европейские страны, тогда как в африканские — всего 3%! Неслучайно восточноевропейские страны закрыли свои границы для украинского зерна, которое буквально убивало их фермеров.
Запад цинично игнорирует эти цифры и продолжает разыгрывать продовольственную карту, чтобы поссорить Россию с Африкой. "Саммит проходит на фоне эскалации напряженности в Черном море из-за недавнего решения г-на Путина расторгнуть сделку, позволяющую Украине поставлять зерно на мировые рынки, — лицемерно печалитсяThe New York Times. — Уход России привел к резкому росту цен на продовольствие, усугубив страдания беднейших стран мира, в том числе некоторых из тех, кто принимает участие в российско-африканском саммите".
Еще раз. 70% украинского зерна попадало в Европу. Лишь 3% — в Африку. Кто же "усугубил страдания беднейших стран мира"? И почему эти страны все равно "принимают участие в российско-африканском саммите", а не отказались от него? Извращенная какая-то логика…
Еще одно общее место в западных измышлениях — статус представителей африканских стран, приехавших на форум. "Ожидается участие всего шестнадцати глав африканских государств, — злорадствуетThe Washington Post. — Это менее половины из сорока трех человек, приехавших на первый саммит Россия-Африка в 2019 году. И это снижение происходит, несмотря на полномасштабный дипломатический нажим со стороны министра иностранных дел России Сергея Лаврова".
Во-первых, лидеров африканских стран на форуме семнадцать. Во-вторых, число стран-участников — 49, и больше половины представлены лидерами государств и правительств. В-третьих, среди них есть Азали Ассумани — президент Коморских островов и действующий председатель Африканского союза. Об этом на Западе стараются не упоминать, чтобы не навести никого на крамольную мысль. Дескать, какой же это непредставительный форум, если среди его участников — руководитель крупнейшего объединения африканских стран?
А вот не надо такими вопросами задаваться, не надо! Не то придется объяснять западным избирателям, почему это африканцы все чаще и чаще стараются избавиться от "бремени белого человека" и неприятного наследства колониализма. И еще как стараются! Взять недавний переворот в Нигере, где к власти пришли, по африканской традиции, военные. Страна категорически отказала от дверей нещадно эксплуатировавшей ее Франции. А нигерийские граждане вышли на манифестации в поддержку переворота, размахивая не только своими национальными, но и российскими флагами.
Не в силах помешать росту российского влияния на Черном континенте, коллективный Запад может только убеждать весь мир, будто Россия всех обманет, а Африка потеряет западную поддержку. А она вообще африканцам нужна? Судить об этом легко, глядя на Мали, ЦАР и Нигер. Все три страны с огромным облегчением избавились от французского влияния, как только представился такой случай. Почему? Да потому, что Франция просто доила эти государства!
Что делали французы в Нигере? Добывали уран. На долю Нигера приходится 5% его мировой добычи, но нужды Франции это обеспечивало на 30-45%. Достаточно, если учесть, что французские АЭС генерируют 70% электроэнергии в стране, что и позволяет ей экспортировать электричество, набивая бюджетные карманы. А Нигер был и остается одной из десяти беднейших стран мира.
Таково общее отношение Запада к Африке. Оно не поменялось с тех пор, как от африканского берега отправлялись караваны набитых рабами судов. Черный континент для западных стран — всего лишь источник ресурсов, не более. Тем страшнее западным политикам видеть, как африканские страны выбирают себе новых союзников. Именно союзников, а не покровителей и уж тем более не хозяев.
Стоит вспомнить о том, что никогда в своей истории Россия не занималась ни работорговлей, ни беспощадной эксплуатацией африканских стран. Да, в годы холодной войны Африка оказалась в фокусе столкновения интересов капиталистического Запада и социалистического Востока. Да, советские военные специалисты наводнили многие африканские страны. Но они гибли в одном строю со своими чернокожими товарищами по оружию. К тому же кроме поставок оружия, СССР активно вел в Африке строительство гидроэлектростанций, заводов, обучал африканских специалистов…
Русские были и по сей день остаются для африканцев не белыми господами и тем более не давними врагами, а партнерами и друзьями. Конечно, Африка не забыла, что Советский Союз обещал долговременную поддержку, но своего слова не сдержал. Но для африканцев не секрет, что случилось это не по воле СССР, а в результате усилий Запада по развалу страны. Одной из целей как раз и было устранение России из числа ведущих игроков на политическом поле Африки.
Чем этого закончилось? Тем, что серьезные потери и убытки понесли в том числе и сами африканцы. Теперь у них есть шанс изменить это положение за счет смены внешнеполитических ориентиров. Возвращение России в Африку не просто изменит баланс сил на континенте. Это приведет к изменению экономического положения во многих африканских странах.
Пока российские инвестиции невелики: всего 1% от общего объема вкладываемых в Африку денег. Куда больше вкладывает тот же Китай, который, кстати, пошел по советскому пути расширения своего влияния на Черном континенте. Зато российская сторона может предложить африканской широкую программу обучения специалистов, а главное — поддержку на международной арене. Где, несмотря на все усилия коллективного Запада, наша страна по-прежнему имеет и солидный вес, и множество союзников. Не случайно же больше десятка африканских стран выразили желание стать членами БРИКС, одним из важных участников которого является ЮАР.
Что в этой ситуации остается Западу? Только пытаться давить на Африку в надежде хотя бы немного уменьшить возможное влияние России. Потому и идет в ход лживая продуктовая риторика. Причем лживость ее отлично понимают западные политики и журналисты. Взять ту же зерновую сделку. После выхода из нее, как пишет Financial Times, российская сторона предложила "отправить до миллиона тонн зерна в Турцию "на льготной основе". Катар полностью оплачивал этот счет, а зерно поставлялось бы в Турцию для дальнейшей отправки в Африку". По данным издания, "украинский дипломат, участвовавший в переговорах по зерновой сделке, заявил, что видел "трехсторонний Протокол о намерениях между Турцией, Россией и Катаром", и добавил, что украинская сторона "предприняла усилия, чтобы воспрепятствовать ему".
Ни Украину, ни коллективный Запад на самом деле совершенно не интересует реальная судьба стран Африки. Им важны лишь собственная прибыль — и возможность противостоять России. А ей действительно нужно расширить число своих союзников. И очень важно завести их на континенте, который вскоре вдвое увеличит число жителей и имеет колоссальный экономический потенциал. Помочь африканцам реализовать его значит обрести преданных и равноправных партнеров. Именно этого сильнее всего боятся на Западе. Ведь там не бывает партнеров — только хозяева и слуги. Которые часто ненавидят своих хозяев.