Оттава — Восемь арктических стран намерены подписать многосторонний договор, который позволит им координировать поисково-спасательные операции, заявила в среду сотрудница канадского МИД.

Согласно проекту соглашения, Арктика будет разделена на поисково-спасательные зоны, и каждая из восьмерки стран будет юридически ответственна за одну из них, сообщают исландские чиновники.

Договоренность об этом была достигнута министрами иностранных дел Канады, Соединенных Штатов, России, Дании, Исландии, Финляндии, Швеции и Норвегии – восьми стран Арктического совета.

«Представители восьми стран Арктического совета завершили переговоры по соглашению о сотрудничестве в области поисково-спасательных операций в Арктике 16 декабря в исландской столице Рейкьявике», - заявила AFP официальный представитель канадского министерства иностранных дел Лора Маркл (Laura Markle).

По словам Маркл министры рассмотрят вопрос о ратификации договора на заседании Арктического совета на министерском уровне, которое пройдет в столице Гренландии Нууке в мае.

«Соглашение учитывает изменившуюся из-за глобального потепления обстановку в Арктике, возможности для судоходства в водах которой расширились в последние годы и будут продолжать расширяться в дальнейшем», – заявило исландское министерство иностранных дел на сайте Arctic Portal.

Страны Арктики активно обсуждают вопросы использования новых экономических возможностей и защиты хрупкой экосистемы ледяного Севера. Между тем, арктические льды продолжают таять, и бизнес уже готовится вести в Арктике разведку нефти и газа.

Профессор международного права Майкл Байерс (Micheal Byers), эксперт по Арктике, высоко отозвался о соглашении, заявив, что благодаря ему «люди не будут гибнуть из-за дезорганизации».

«Кто-то увидит в этом попытки арктических стран подчинить себе Арктику, оставив за бортом Китай и Европейский Союз, однако о расширении юрисдикции в договоре ничего не говорится», - заявил AFP Байерс, профессор Университета Британской Колумбии, из своего дома в Ванкувере.

«Договор не бросает вызов другим странам, и не служит сигналом о конфронтации. Напротив, он гарантирует, что, если лайнер, летящий из Пекина в Нью-Йорк, совершит вынужденную посадку где-то в Арктике, будет существовать заранее согласованный механизм, который позволит разным странам отреагировать на случившееся и задействовать для спасения жизней свою авиацию и свои корабли», – пояснил Байерс.

Байерс, автор книги о спорах о суверенитете над Севером, озаглавленной «Кому принадлежит Арктика?» («Who Owns the Arctic?»), также считает договор поворотным моментом в отношениях между Россией и Соединенными Штатами.

«Россия в крайне тесном сотрудничестве с Соединенными Штатами играла одну из ключевых ролей в обсуждении этого договора. Это свидетельствует об успехе усилий администрации Обамы по перезарузке отношений с Россией», - утверждает он.

«Мы неоднократно слышали заявления Владимира Путина о необходимости сотрудничать. Однако этот договор реален. Это юридический инструмент, показывающий, что правительство Путина действительно готово к определенному сотрудничеству».

Байерс предупредил, что Канаде понадобится особенно много усилий, чтобы создать необходимый спасательный потенциал даже только для своей арктической территории.

«Канада подготовлена к поисково-спасательным операциям хуже всех арктических стран, особенно если учесть, что она – вторая по размеру страна на планете, и 40 % ее территории находятся в Арктике», – подчеркнул Байерс.

«Мы возлагаем на авиацию, базирующуюся в Южной Онтарио, Новой Шотландии и на острове Ванкувер ответственность за поисково-спасательные работы в местах, расположенных за многие тысячи километров. Это просто неприемлемо с моральной точки зрения, а когда договор будет ратифицирован, станет неприемлемым и юридически».

По оценке Байерса, Канаде, чтобы изменить ситуацию, потребуется потратить «сотни миллионов, если не миллиарды долларов».