Торговые суда могут начать ходить через свободный от льдов Северный Полюс уже в 2035 году, согласно расчетам ВМС США, резко сократив время и стоимость океанских перевозок между Европой и Азией.

Такой прогноз, который сделал глава рабочей группы по изменению климата ВМС США, подчеркивает растущий международный интерес к тем коммерческим возможностям, которые предоставляет процесс таяния арктических льдов.

"Мы считаем, что где-то между 2035 и 2040 годами весьма велика вероятность того, что Северный Ледовитый океан будет преимущественно свободен ото льда в течение примерно месяца", - заявил американский контр-адмирал Дэйв Титли (Dave Titley) на Арктической конференции в Тромсе, Норвегия.

Согласно его прогнозу, когда свободный от льда период постепенно увеличится, Берингов пролив между США и Россией начнет составлять конкуренцию Персидскому заливу и Малаккскому проливу между Малайзией и Индонезией в качестве одного из важнейших мировых морских транспортных путей.

Те, кто скептически относится к перспективам глобальных изменений климата, могут поставить под вопрос подобные прогнозы, но г-н Титли настаивает, что нет никаких сомнений в существовании долгосрочной тенденции к уменьшению северного ледяного покрова. Защитники окружающей среды опасаются, что издержки глобального потепления перевесят любые экономические выгоды от таяния льдов.

Моряки уже давно наблюдают за потенциалом арктического морского пути, который позволит трансформировать глобальную структуру торговли и сократить путь между Роттердамом и Йокогамой на 40% (если через Северный Полюс) по сравнению с путем через Суэцкий канал.

Однако г-н Титли предупредил, что для того, чтобы выстроить всю логистику, а также обеспечить возможности для оперативного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и в целом поддержать рост коммерческой активности в регионе, требуется увеличение масштабов сотрудничества между государствами Арктики.

Говоря о рисках, с которыми сталкиваются круизные лайнеры, которые возят туристов в воды Арктики (а число их все растет), он заявил, что только удача способствовала тому, что до сих пор в регионе не произошло катастрофы "масштабов "Титаника".

Министр иностранных дел Исландии Оссур Скарфединссон, выступая на той же конференции, заявил, что его страна вызывает интерес у Китая и Сингапура как потенциальный промежуточный пункт на пути доставки грузов арктическим путем.

"Я словно девушка, которая во время своего первого танца польщена всеобщим вниманием, - шутит он, - если вы отправитесь в Тихий океан через Арктику, Исландия станет самым естественным выбором в качестве места для перераспределения грузов".

Перспектива более легкого доступа в Арктику вызвала к жизни опасения потенциально возможного конфликта между пятью крупными государствами арктического побережья - Россией, Канадой, США, Данией и Норвегией - по поводу навигации и прав на полезные ископаемые в регионе, который по расчетам содержит около четверти всех мировых неразведанных запасов нефти и газа.

Г-н Титли заявил, что подобные опасения преувеличены. "Арктика это не Дикий Запад… Это океан, а мы понимаем, как управлять океанами".

Некоторые неарктические страны высказали предположение, что регион должен быть предметом международных договоров, подобных тем, что используются для ведения дел в Антарктиде. Прибрежные страны, с территориальными претензиями на воды Арктики,  категорически отвергают подобные предложения.

"В принципе нет никакой разницы между тем, каким образом регулировать политико-экономические вопросы в Северном Ледовитом океане, и тем, как это происходит в Средиземном море или в Атлантике", - заявил министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стере. "Южный Полюс - это большая скала, окруженная водой. Арктика - океан, окруженный прибрежными государствами".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.