Россия намерена возродить морской проход советской эпохи в Северном Ледовитом океане, чтобы обслуживать с его помощью энергетические проекты и сократить путь в Азию таким перевозчикам, как ОАО «Совкомфлот», сделав это в момент, когда российская судоходная компания планирует выйти в этом году на первоначальное публичное предложение своих акций.

Открытие Северного морского пути позволит государственному Совкомфлоту ускорить поставки природного газа в Китай и получить новые заказы на перевозки между Европой и Азией, поскольку данный маршрут короче того, что идет через Суэцкий канал.

«Если Россия даст зеленый свет развитию Северного морского пути и превращению его в полновесный коммерческий маршрут перевозок, на инвестиционное предложение Совкомфлота будут смотреть совсем по-другому, - говорит стратегический аналитик московского отделения голландской финансовой компании ING Крис Уифер (Chris Weafer). – Оно станет намного привлекательнее для потенциальных инвесторов».

Совкомфлот, а также компания «НОВАТЭК» отправляют по Северному морскому пути суда с грузами в качестве  эксперимента, а премьер-министр Владимир Путин обещает превратить этот маршрут в круглогодичный. Чтобы он заработал, России надо отремонтировать северные порты, установить вдоль маршрута системы спасения и построить ледоколы на общую сумму 30 миллиардов рублей (1,1 миллиарда долларов), которые обеспечат безопасную проводку танкеров.

Северный морской путь берет свое начало в 1932 году, когда Советский Союз отправил первое судно из Архангельска к Берингову проливу. Этот действующий с июля по ноябрь маршрут примерно на треть короче пути из Роттердама в Иокогаму через Суэцкий канал, что дает экономию времени и топлива.

Он также привлекателен для перевозчиков, стремящихся избежать встречи с пиратами в водах у Восточной Африки и последствий революций «арабской весны» в регионе, расположенном вокруг Суэца.

Стратегический инвестор

30 июня Россия наняла компанию Morgan Stanley, чтобы та организовала продажу четверти активов базирующегося в Москве Совкомфлота. Сделка может состояться в октябре или ноябре, о чем в прошлом месяце заявил репортерам Алексей Уваров, возглавляющий департамент имущественных отношений в Министерстве экономического развития.

Компания занимает средства на международных кредитных рынках, продавая семилетние долговые обязательства на 800 миллионов долларов, которые в прошлом году дали дивиденды в размере 5,375%.

Некоторые акции лучше всего продать портфельным инвесторам, причем существенную их часть следует передать стратегическому покупателю, говорит Уифер из ING. Это соответствует усилиям правительства по привлечению во все отрасли экономики иностранных партнеров с опытом работы и соответствующими отраслевыми знаниями, а также по получению денежных средств.

«Это позволит одним выстрелом убить двух зайцев, - отмечает Уифер. – Вполне естественными инвесторами стали бы японские или корейские судостроители».

Пока речи о стратегической продаже не идет, заявил в сообщении по электронной почте первый заместитель генерального директора Совкомфлота Николай Колесников. Начальник управления эксплуатации флота Андрей Бабаханов заявил в интервью, что пока рано говорить о преимуществах и выгодах Северного морского пути для оценки стоимости компании.

Спрос на СПГ

Совкомфлот намерен расширять свои газотранспортные операции, поскольку добывающие энергоресурсы компании наращивают обороты, стремясь реализовать в этом десятилетии целый ряд арктических проектов. В 2010 году он перевез через Северный Ледовитый океан 70000 тонн газоконденсата по заказу НОВАТЭКа. Эта компания планирует начать в 2016 году на полуострове Ямал производство сжиженного природного газа, чтобы продавать его европейским и азиатским потребителям.

«На востоке спрос на СПГ в последние два-три года вырос в Китае, Японии, Южной Корее и Сингапуре, - сказал Бабаханов. – По мере увеличения спроса в Азии Северный морской путь будет приобретать большое стратегическое значение».

Разрабатываемое ОАО «Газпром» в Баренцевом море Штокмановское месторождение, запасы которого могут составить более 3,9 триллионов кубометров газа, должно быть введено в эксплуатацию в 2016 году. Самая крупная нефтедобывающая компания России ОАО «Роснефть» осваивает месторождения в Карском море, где может находиться примерно 35,8 миллиардов баррелей нефти. Эта московская компания может пробурить первую скважину уже в 2015 году.

Спрос на ледоколы

В целом запасы энергоресурсов на арктическом шельфе в Арктике могут составить более 100 миллиардов тонн в нефтяном эквиваленте, о чем сообщает Министерство природных ресурсов.

Разведка и испытания еще не завершены, а спрос на Северный морской путь уже начинает расти. Государственная компания «Атомфлот», занимающаяся эксплуатацией атомных ледоколов в интересах коммерческих перевозчиков, заявляет о том, что в этом году получила 15 заявок на проводку, что в три раза больше, чем в 2010 году.

Совкомфлот также планирует направить один крупный танкер дедвейтом 162000 тонн вдоль этого маршрута в Китай, чтобы сэкономить за счет объемов поставок. Российский НОВАТЭК, базирующийся в городе Тарко-Сале, получит за счет использования этого маршрута 40-процентную экономию по времени в сравнении с Суэцким каналом, и перевозка обойдется компании на 20% дешевле, говорит Бабаханов.

«Северный морской путь станет более выгодным, чем маршрут через Суэцкий канал», - заявил 17 июня репортерам руководитель НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Эта вторая в России по объемам добычи газа компания может перевезти в текущем году на экспорт по Северному Ледовитому океану семь грузовых партий конденсата или легкой нефти, сказал он.

Крупнейший в России производитель азотных удобрений компания «Еврохим» в июле отправила по этому маршруту в Китай первую партию железорудного концентрата весом 44000 тонн. Теперь она планирует осуществлять такие перевозки ежемесячно, о чем заявил по телефону директор компании по логистике Игорь Нечаев.

Революции, пираты

У Еврохима не получается экономить деньги за счет использования Северного морского пути, потому что компания платит около 50 долларов за перевозку и проводку каждой тонны груза, то есть, столько же, сколько при отправке через Суэцкий канал, говорит Нечаев. Однако время в пути сокращается наполовину до 25 дней, и компания избегает рисков, связанных с беспорядками на Ближнем Востоке и пиратами.

«В африканских странах происходят революции – вы знаете ситуацию в Египте – а отсюда возникает некоторая напряженность», - отмечает Нечаев. «Рано или поздно перевозчикам придется страховаться от этих рисков», - добавляет он, заявляя, что Еврохим хочет сохранить маршрут через Суэцкий канал в качестве  запасного.

Объем перевозок через открывшуюся в 1869 году египетскую водную артерию в этом году по состоянию на конец апреля вырос на 7,3%, составив в среднем за месяц 54,5 миллиона тонн. Это говорит о том, что на данный маршрут никак не повлияли беспорядки, приведшие в феврале к свержению Хосни Мубарака.

Нападения пиратов


Как сообщает расположенное в Лондоне Международное морское бюро, количество пиратских нападений в мире в первой половине 2011 года увеличилось на 36% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а число попыток захвата судов у побережья Сомали достигло рекордной отметки

Представитель департамента по связям со СМИ администрации Суэцкого канала Тарик Хассанейн (Tarek Hassanein) не ответил на просьбу прокомментировать ситуацию.

Чтобы обеспечить безопасный проход через воды Северного Ледовитого океана, атомные ледоколы должны пробивать дорогу через лед, толщина которого достигает местами двух метров с лишним.

По сообщению Министерства транспорта, Россия к 2020 году должна списать 12 из 15 имеющихся у нее атомных и дизельных ледоколов. Им на замену потребуется три атомных и шесть дизельных ледоколов, общая стоимость которых составит 143,5 миллиарда рублей.

«Мы обязательно будем пополнять ледокольный флот страны, - заявил Путин, выступая 30 июня в Екатеринбурге на конференции правящей партии «Единая Россия». - Ввод всех этих судов в строй позволит обеспечить стабильную круглогодичную работу в Арктике, проводку судов по всему маршруту от Тихого океана до Атлантики».

Ставка на грузы и транзит

Перспективы Северного морского пути будут зависеть от энергетических планов России в Арктике и от спроса на транзит среди морских перевозчиков. А здесь ситуация пока неясна.

«Мы готовим инфраструктуру и ледоколы, - говорит Александр Пошивай, возглавляющий управление обеспечения судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта. – Нам надо быть готовыми, это стратегический маршрут».

Совкомфлот заявляет о своих планах по приобретению в текущем десятилетии более десятка судов ледового класса, делая ставку на арктические перевозки энергоресурсов и других грузов. Компания называет пробные проходы судов по маршруту инвестициями в будущее.

«Наша задача заключается в использовании больших танкеров, в приобретении опыта и в привлечении клиентов», - говорит Бабаханов.

Хотя роль этой компании в использовании Северного морского пути неясна, расширение ее деятельности может заинтересовать инвесторов, заявил по телефону директор управляющей 5 миллиардами долларов инвесткомпании Prosperity Capital Management Иван Мазалов.

«IPO Совкомфлота будет еще интереснее, если у него появится новое направление экономической деятельности».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.