Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ослаблена, но не уничтожена

"Аль-Каида" грозит уничтожить тот немалый успех, достигнутый в Ираке за последние два года. В статье рассказывается, почему эта организация по-прежнему представляет угрозу, и что Вашингтон с Багдадом могут сделать для противодействия ей.

Ирак: гражданская война, которой не было picture
Ирак: гражданская война, которой не было picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Аль-Каида" в Ираке, может быть, и ослаблена, но не уничтожена. В прошлом месяце джихадисты, связанные с группировкой, выдающей себя за солдат иракской армии, казнили неподалеку от Абу-Грейба 13 суннитов из племени, сотрудничающего с США.

"Аль-Каида" в Ираке, может быть, и ослаблена, но не уничтожена. В прошлом месяце джихадисты, связанные с группировкой, выдающей себя за солдат иракской армии, казнили неподалеку от Абу-Грейба 13 суннитов из племени, сотрудничающего с США. В августе и октябре террористы-смертники из "Аль-Каиды" нанесли удары по правительственным зданиям в Багдаде, уничтожив сотни человек. Это были самые смертоносные нападения на иракские власти с момента начала американского военного вторжения. Поскольку премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (Nuri al-Maliki) в ходе подготовки к январским выборам ведет кампанию под лозунгом обеспечения безопасности в государстве, новые атаки "Аль-Каиды" могут нанести ему ущерб, а также создать серьезные препятствия на пути долгосрочной стабилизации обстановки в Ираке.

После усиления американской группировки войск в 2007 году "Аль-Каида" в Ираке потерпела целый ряд серьезных поражений, но полностью эта группировка так и не исчезла. Влияние данной организации в стране ослабло после гибели в июле 2006 года ее харизматичного лидера, боевика из Иордании Абу Мусаба аль-Заркави (Abu Musab al-Zarqawi), а также в связи с полным пренебрежением "Аль-Каиды" к жизни мирных людей, что настроило против нее значительную часть иракского населения. Чтобы устранить последствия этих неудач, "Аль-Каида" за последнюю пару лет осуществила крупные организационные и идеологические изменения.

После гибели Заркави началась "иракификация" в структуре  этой группировки, где прежде доминировали иностранные боевики. Осуществляется это за счет вербовки местных джихадистов. На такой шаг "Аль-Каида" пошла в основном вынужденно, поскольку ее силы были существенно подорваны в связи с арестами и гибелью многих иностранных боевиков, а также в связи с их убытием на новые поля сражений джихада, в частности, в страны Магриба и Афганистан. Руководство "Аль-Каиды" также признало, что ему следует усилить роль иракцев в организации, чтобы обеспечить ее жизнеспособность на длительную перспективу. Сам Заркави призывал иракцев занимать более видное положение в рядах этой группировки.

Процесс "иракификации" еще больше активизировался после того, как "Аль-Каида"в октябре 2006 года объявила о создании группировки "Исламское государство Ирак", а боевики активизировали свои нападения на иракские институты власти. "Аль-Каида" в своей пропаганде называет сегодня иракскую полицию, силы безопасности, военных, федеральные министерства и чиновников "вероотступниками и оккупантами" Ирака, этой "священной земли халифата". Такая риторика по-прежнему сохраняет свою привлекательность среди лишенных многих прав иракских суннитов, которые никак не могут примириться с иракским правительством, где преобладают шииты.

Вывод в июне месяце американских боевых частей и подразделений из городов Ирака также дал "Аль-Каиде" дополнительные возможности для осуществления громких терактов. В ряде заявлений, опубликованных после августовских нападений "Аль-Каиды" и одобренных лидером группировки "Исламское государство Ирак" Абу Омаром аль-Багдади (Abu Omar al-Baghdadi), вывод американских войск характеризуется как "горькое поражение" армии США, а правительство Малики подвергается осмеянию в связи с его неспособностью обеспечивать безопасность в городах.

Есть и другие факторы, усиливающие жизнеспособность "Аль-Каиды". Неустойчивая экономическая ситуация ослабляет потенциал безопасности Ирака, угрожая разрушением достижений в деле стабилизации. В официальных иракских отчетах показано, как значительные бюджетные сокращения негативно влияют на безопасность страны. В этом году государственный бюджет из-за падения цен на нефть сократился с 79 до 59 миллиардов долларов. Больше других от этого пострадали структуры безопасности, поскольку был прекращен прием новых сотрудников полиции и спецслужб. Ситуация усугубляется также масштабной коррупцией, злоупотреблениями и взяточничеством, которые превратились в настоящее бедствие не только для иракских институтов власти, но и для всего процесса восстановления.

Наибольшую тревогу вызывает то, что в иракскую полицию и спецслужбы повсеместно проникают представители радикальных группировок. В вышедшем недавно докладе министерства внутренних дел указывается, что подкуп иракских полицейских на блок-постах и охранников в тюрьмах создает новые возможности для осуществления террористических нападений джихадистов. Только в августе различным сообщникам, помогавшим боевикам-смертникам из "Аль-Каиды" преодолевать кордоны безопасности, было выплачено в виде взяток 10 000 американских долларов. Официальные иракские источники также указывают, что благодаря взяткам многие находившиеся за решеткой опасные исламисты вышли на свободу. Этот момент тоже мог способствовать недавней активизации вооруженной борьбы боевиков.

Как сообщили в сентябре руководители провинции Салах-эд-Дин, 16 связанных с "Аль-Каидой" заключенных при помощи охранников смогли бежать из тюрьмы в Тикрите. "Аль-Каида" также пользуется услугами коррумпированных представителей судебной власти страны, которые незаконно отдают распоряжения об освобождении заключенных, подделывают документы, удостоверяющие личность находящихся за решеткой экстремистов, либо просто уничтожают записи о их преступных деяниях. Взяточничество получило такой мощный размах, что Верховный юридический совет Ирака в июне отдал распоряжение о проведении расследования, а также официально обратился за международной помощью.

Согласно оценкам представителей иракского министерства внутренних дел, до 50 процентов освобожденных заключенных снова вступают в ряды боевиков. Такое нецелесообразное освобождение находящихся под стражей лиц отчасти стало результатом недоработок в иракском законе об амнистии, который был принят в 2008 году. Изначально этот закон предназначался для вовлечения недовольных арабов-суннитов в политический процесс, а также для того, чтобы бывшие боевики получили стимул для отказа от вооруженной борьбы. Тем не менее, небрежность в применении закона, трудности с разграничением радикально настроенных и умеренных заключенных, а также нехватка средств и ресурсов для отслеживания бывших заключенных привели к тому, что многие джихадисты были помилованы и освобождены. Эти факторы и впредь будут способствовать возрождению насилия, поскольку Ирак и Соединенные Штаты в рамках двустороннего соглашения о безопасности освобождают свои тюрьмы от заключенных. Только в этом году США выпустили на свободу 5300 человек.

Сохранение ячеек иностранных боевиков в Ираке для "Аль-Каиды" сегодня не столь важно, как прежде. Местных джихадистов вполне достаточно для осуществления терактов и дальнейшего расшатывания и без того хрупкой стабильности в Ираке.

Однако слабости "Аль-Каиды" говорят о том, что сейчас не время отчаиваться и впадать в фатализм. Тактика этой организации вызывает недовольство у местного населения, а ее транснациональные пан-исламистские амбиции идут вразрез со стремлением большинства иракцев к национальному примирению. Тем не менее, для того, чтобы вытеснить идеологию "Аль-Каиды" на обочину политической жизни в Ираке, нужны законные и ответственные органы власти, четко выполняющие свои функции, эффективно обеспечивающие государственную службу и проводящие жизненно необходимые экономические реформы. Авторитет и убедительность предстоящего избирательного процесса, а также укрепление безопасности многое сделают для того, чтобы лишить "Аль-Каиду" возможности разрушать достигнутое и окончательно дискредитировать эту организацию в Ираке.

Мириам Бенраад - научный сотрудник вашингтонского Института ближневосточной политики (Institute for Near East Policy) и Центра международных исследований (Center for International Studies and Research) при парижском Национальном фонде политических наук Sciences Po.