Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Йемен – еще одно несостоявшееся государство?

Всеобщее внимание приковано теперь к Йемену – рассаднику терроризма. Внутренние политические конфликты могут привести к тому, что страна превратится в зону беззакония

© http://www.armiesofliberation.comПротесты в Йемене, 2007 год
Протесты в Йемене, 2007 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не превращается ли Йемен в рассадник терроризма? Этот вопрос с тревогой задают комментаторы в средствах массовой информации после заявления нигерийца Умара Фарука Абдулмуталлаба о том, что находящиеся в Йемене боевики Аль-Каиды подготовили его, снабдили оружием и дали ему задание взорвать один из американских самолетов.

Не превращается ли Йемен в рассадник терроризма? Этот вопрос с тревогой задают комментаторы в средствах массовой информации после заявления нигерийца Умара Фарука Абдулмуталлаба (Umar Farouk Abdelmutallab) о том, что находящиеся в Йемене боевики Аль-Каиды подготовили его, снабдили оружием и дали ему задание взорвать один из американских самолетов.


Однако постановку вопросу в этой форме вряд ли можно назвать новой. Западное разведывательное сообщество уже пришло к выводу о том, что Йемен действительно превратился в рассадник терроризма. Если быть более точным, то это произошло после 11 сентября 2001 года. Слабость центрального правительства в Йемене, его неспособность проникнуть на контролируемые племенами территории, горный рельеф этой страны, а также неопределенная позиция йеменского руководства в отношении своих местных джихадистов – все это способствует тому, что Йемен становится все более привлекательным местом для боевиков Аль-Каиды. Не случайно Конгресс США назвал Йемен «прифронтовым государством» в войне против террора.


Но если поставить вопрос таким образом, то это не будет отражать всей серьезности сложившейся ситуации. Вместо этого мы должны сформулировать этот вопрос так: «Не является ли эта страна следующим несостоявшимся государством?». Этот вопрос имеет прямое отношение к глобальной ситуации в области безопасности, если учитывать тот факт, что Йемен находится в непосредственной близости от Саудовской Аравии (Saudi Arabia) и других стран Персидского залива, а также контролирует пролив Баб эль-Мандеб (Bab al-Mandab) в Красном море (Red sea), через который транспортируется 3,3 миллиона баррелей сырой нефти в день.


Йеменские официальные лица отметают любые предположения о том, что эта страна может стать еще одним несостоявшимся государством. Они указывают на то, что предсказания о развале йеменского государства повторяются уже в течение десятилетий, однако Йемен все еще продолжает существовать.
Их заявления, возможно, и произвели бы на меня впечатление 15 лет назад, но только не сегодня. И не столько по причине продолжающегося в течение пяти лет мятежа клана Хути (Houthi) на севере страны вблизи границы с Саудовской Аравией. И не потому, что существует йеменское южное сепаратистское движение, требующее создания своего собственного государства на территории бывшего Южного Йемена.
Новейшая политическая история этого государства омрачена гражданскими войнами и восстаниями, что дает основание саркастически настроенным наблюдателям сделать вывод о том, что в этих событиях нет ничего нового. Однако новым в данном случае являются признаки раздора внутри ближайшего окружения и семьи йеменского президента. Если это будет продолжаться бесконтрольно, то это может подорвать всю политическую систему.


Укрепление власти правящей элиты в Йемене зависит от ее традиционной базы: сепаратистских/племенных/региональных группировок, чья поддержка имеет жизненно важное значение для продолжения существования политической системы в целом и ее выживания. Традиционная база власти в Йемене состоит из двух частей – как внутри, так и вовне. Нас беспокоит в данном случае  ближайший племенной/сепаратистский клан, а именно клан президента - Санхан (Sanhan), который является членом влиятельной племенной конфедерации Хашид (Hashid). Способность президента Йемена справляться с постоянно повторяющимися политическими беспорядками с момента его прихода к власти в 1978 году зависела от непоколебимой поддержки ближайших членов его семьи и клана. Сегодня есть признаки того, что некоторые члены клана Салеха (Salih) бросают вызов его власти.


Мои собственные проведенные на месте исследования, а также неподтвержденные сообщения в прессе указывают на развернувшуюся борьбу за власть между президентом Али Абдаллой Салехом (Ali Abdullah Salih) и его единокровным братом Али Мохсеном аль-Ахмаром (Ali Mohsen al-Ahmar) – командующим первой бронетанковой дивизией на северо-западном военном фланге. Он рассматривается как препятствие на плавном пути передачи власти сыну Салеха. Эта борьба превратилась в открытое противостояние, когда некоторые йеменские онлайновые СМИ сообщили в 2008 году о вооруженных столкновениях между лояльными сыну президента войсками и теми, кто поддерживает Али Мохсена.


За этим расколом внутри йеменской правящей группировки международное сообщество должно следить самым внимательным образом. Если оно перерастет в открытую конфронтацию, то контроль над ситуацией может выскользнуть из рук правительства. К слабости государства может добавиться еще и активные выступления клана Хути, планы сепаратистов на юге, а также продолжающийся экономический кризис. В результате всего этого Йемен может превратиться в  зону беззакония.