Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Весть о том, что США поставляют противоракетные комплексы "Пэтриот" и другое современное оружие в Кувейт, Бахрейн и Катар, а также направляют боевые корабли в Персидский залив, означает одно из двух. Либо это провокационный шаг, служащий для устрашения Ирана, либо Вашингтон знает, что назревают какие-то события, и хочет защитить своих союзников.

Весть о том, что США поставляют противоракетные комплексы "Пэтриот" и другое современное оружие в Кувейт, Бахрейн и Катар, а также направляют боевые корабли в Персидский залив, означает одно из двух. Либо это провокационный шаг, служащий для устрашения Ирана, либо Вашингтон знает, что назревают какие-то события, и хочет защитить своих союзников.

Президент США Барак Обама в своем недавнем докладе Конгрессу о положении в стране предупредил Иран о "серьезных последствиях" в случае его отказа прекратить работы по обогащению урана. Точно так же бывший премьер-министр Британии Тони Блэр, являющийся сегодня представителем Квартета на Ближнем Востоке, настойчиво говорил об иранской угрозе, давая в прошлую пятницу показания в рамках проводимого Лондоном расследования по Ираку. Он призвал мировое сообщество придерживаться "очень жесткой, непримиримой линии" в отношениях с Тегераном. Согласно имеющейся информации, французский президент Николя Саркози также заявил ливанскому премьер-министру Сааду Харири (Saad Hariri), что у Франции есть доказательства разработки Ираном ядерного оружия. По его словам, Израиль этого не потерпит.

То, что государства Персидского залива смотрят на Иран с определенной подозрительностью, совершенно понятно. Так, вполне возможно, что Тегеран действительно создает ядерный потенциал. Это даст ему военное превосходство над всем регионом, хотя Иран всегда заявляет, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер, а также отстаивает свое право на ядерную энергию в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Кроме того, хорошо известно, что Иран усиливает свое влияние в регионе, оказывая финансовую и военную поддержку влиятельной ливанской военно-политической организации "Хезболла", палестинскому движению сопротивления ХАМАС и мятежным племенам на севере Йемена. Также считается, что он готовит, вооружает и финансирует боевиков в Ираке, одновременно оказывая поддержку некоторым членам иракского правительства, имеющим тесные связи с Ираном.

Более того, Тегеран неоднократно грозил нанести ответный удар по американским объектам в Персидском заливе  и перекрыть Ормузский пролив, если США или Израиль совершат против него нападение. В свете такой угрозы кто может осудить членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива в стремлении защитить себя от иранских ракет на тот случай, если они окажутся в центре какого-нибудь конфликта, к разжиганию которого совершенно непричастны?

Следует сказать, что Саудовская Аравия вместе со всеми странами Персидского залива предостерегает об опасности нанесения ударов по иранским ядерным объектам, поскольку это приведет к дестабилизации в регионе и будет иметь разрушительные последствия для экономики. Эти страны предпочитают разногласиям между Тегераном и Западом мирное решение, однако надежда на такое решение быстро угасает.

Но если смотреть на это с точки зрения Ирана, то развертывание противоракетных систем и отправку американских военных кораблей можно расценивать как агрессивный шаг, уничтожающий все надежды на разрядку, обещанную Обамой в начале его президентства.

Позабыты все его надежды на прямые переговоры  с правительством Ахмадинежада безо всяких предварительных условий; свернуты его планы налаживания контактов с Ираном в целях примирения. По общему признанию, Иран довольно прохладно отнесся к дружественному поздравлению Обамы иранскому народу по случаю Нового Года. С другой стороны, американский лидер слишком быстро отступил. На самом деле, Обама слишком быстро отступает в целом ряде вопросов, включая ближневосточное урегулирование. Очевидно, что администрация Обамы сейчас ужесточает свои позиции в отношении иранского режима. Многие считают, что она поддерживает иранские оппозиционные группировки и силы мятежников в надежде на свержение правительства. Администрация также настойчиво добивается принятия Советом Безопасности ООН суровых санкций против Тегерана в дополнение к уже действующим. Однако реализации ее планов мешает Китай, получающий большие выгоды от нефтяных сделок с Ираном более чем на 100 миллиардов долларов – и в меньшей степени Россия.

Москва, поддерживающая прочные экономические отношения с Ираном, не хочет соглашаться на введение санкций. В сентябре прошлого года российский министр иностранных дел Андрей Нестеренко (так в тексте, Андрей Нестеренко директор департамента информации и печати МИД РФ – прим. перев.) заявил: "Язык санкций, это не наш язык…" Спустя месяц российский премьер-министр Владимир Путин предупредил, что попытками запугать Иран невозможно ничего добиться.

Если судить по состоянию на сегодняшний день, то отношение к Ирану можно сравнить с периодом накануне начала войны в Ираке в 2003 году, хотя есть и отличия. Опять Соединенные Штаты и Британия, которым от всего сердца аплодирует Израиль, говорят жестким языком, доходя до угроз применения военной силы. Но на сей раз они пользуются полной поддержкой со стороны Франции и Германии. И опять Китай и Россия создают совместными усилиями оплот сопротивления этим амбициям в рамках Совета Безопасности ООН.

Вопрос сейчас стоит так. Решатся ли Вашингтон и его союзники из ЕС на военные действия в одностороннем порядке, без прикрытия в виде соответствующей резолюции ООН, преследуемые кошмарами иракских неудач и провалов, а также сомнениями в законности таких действий? В конце концов, вполне может быть, что Тегеран вовсе и не стремится к созданию ядерного оружия, и в этом случае нападение на него будет равноценно очередной агрессивной войне. В правильности такого курса будет также трудно убедить скептически настроенных граждан западных стран, которым надело смотреть, как их солдаты возвращаются домой из Афганистана и Ирака в задрапированных флагами гробах.

Есть более вероятный сценарий, предусматривающий нападение со стороны Израиля с молчаливого одобрения США и других западных держав. Израильская общественность, скорее всего, поддержит свое правительство, так как большинство израильтян видит в Иране угрозу собственному существованию. Более того, Израиль не очень-то беспокоится по поводу нарушения норм международного права и не боится нареканий со стороны ООН, так как на любое такое осуждение можно быстро наклеить ярлык антисемитизма и проигнорировать его. Однако Израиль считает крайне важным получить разрешение на такие действия от своего благодетеля – США.

Безусловно, бывший представитель США при ООН Джон Болтон уверен, что Израиль нападет на Иран. Однако пока его прогнозы не сбываются, в том числе, последнее предсказание о начале военной конфронтации до конца 2009 года.

Если Болтон прав по сути, ошибаясь по срокам, то невозможно даже представить себе, какие последствия такой удар будет иметь в этом регионе и за его пределами. Вряд ли Израилю удастся уничтожить все до единого ядерные объекты Ирана. Их много, они хорошо рассредоточены, а в ряде случаев находятся глубоко под землей. Есть и еще один неизвестный фактор. Никто наверняка не знает, сколько за все эти годы Иран закупил и накопил готового оружия.

Если Обама не хочет, чтобы его Нобелевская премия мира превратилась в самый смешной анекдот в истории, ему надо придерживаться своего первоначального плана: сесть с иранскими руководителями за стол переговоров и постараться убедить их, что США не желают Тегерану ничего плохого и готовы утихомирить Израиль. Это единственная схема, в рамках которой Иран можно будет уговорить сделать свою ядерную программу прозрачной. Безусловно, попытаться стоит – ведь альтернатива настолько ужасна!

Линда Херд – британский автор, специалист по ближневосточным делам.