Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иран станет проверкой для дипломатии России и Китая

© коллаж ИноСМИКитаю не надо поддерживать санкции против Ирана
Китаю не надо поддерживать санкции против Ирана
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китай и Россия, столкнувшиеся на этой неделе со стремительно меняющейся ситуацией вокруг ядерных амбиций Ирана, по-видимому, пытаются сейчас достичь сразу двух целей - поддержать одновременно очередной пакет санкций против Ирана, предложенный Америкой, и сделку по обмену топливом, заключенную при посредничестве Бразилии и Турции.

Китай и Россия, столкнувшиеся на этой неделе со стремительно меняющейся ситуацией вокруг ядерных амбиций Ирана, по-видимому, пытаются сейчас достичь сразу двух целей - поддержать одновременно очередной пакет санкций против Ирана, предложенный Америкой, и сделку по обмену топливом, заключенную при посредничестве Бразилии и Турции.

Поддержав представленный во вторник проект резолюции о новых санкциях, Пекин и Москва продемонстрировали, что они не намерены в открытую выступать против одного их ключевых дипломатических приоритетов администрации Обамы.

При этом они упорно стараются минимизировать потенциальный ущерб для взаимоотношений с Ираном, ослабляя предложенные санкции. Кроме того, они не хотят настраивать против себя Бразилию и Турцию.

Такое развитие событий стало для аналитиков сюрпризом. После того, как Иран в понедельник объявил о новом соглашении об обмене топливом с Бразилией и Турцией, многие сочли, что Китай с Россией, давно скептически относившиеся к усилению санкций против Ирана, используют это как предлог для того, чтобы затормозить обсуждение в ООН.

Вместо этого американские представители во вторник объявили, что Пекин и Москва поддержали проект резолюции.

Если США пытается оказать на Иран давление, подход Китая намного мягче. «Мы считаем, что проект резолюции открывает новые возможности, и надеемся, что все заинтересованные смогут воспользоваться шансом решить проблему дипломатическим путем», - заявил представитель Китая в ООН Ли Баодун (Li Baodong). Соглашение об обмене топливом, - это «положительный шаг в правильном направлении», добавил он.

Россия, в прошлом защищавшая Иран, когда США обвиняли его в том, что он работает над атомной бомбой, похоже, смирилась с перспективой новых санкций.

Российский президент Дмитрий Медведев одобрил соглашение об обмене топливом, но заметил, что оно не помешает Ирану обогащать уран. Он призвал «провести безотлагательные консультации с участием всех заинтересованных сторон, включая Иран, и уже по итогам этого определиться, что нам делать дальше».

Выступая во вторник в Вашингтоне после переговоров в Пентагоне, первый вице-премьер России Сергей Иванов заявил, что он «не очень удивится», если ООН вскоре примет новую резолюцию по санкциям против Ирана. При этом он предупредил, что Россия проводит «красную черту», настаивая, что санкции не должны быть «удушающими» и не должны сказываться на простых иранцах.

Россия, согласившись на санкции, может потерять больше, чем США, у которых нет в Иране экономических интересов. «У нас абсолютно другое положение. У нас есть торговые отношения и потенциал для их развития. У нас есть энергетические интересы, человеческие интересы и туризм», - заявил г-н Иванов.

В итоге многомесячное американское давление, похоже, принесло плоды. «Я полагаю, что в интересах Китая не портить отношения с США, и что это оказалось важнее возможного ущерба для связей с Ираном», - говорит работающий в Пекине сотрудник голландского Института международных отношений Виллем ван Кеменаде (Willem van Kemenade).

Специалист по геополитике из Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что поддержка санкций ООН против Ирана потребует от России «болезненных жертв», которые лишь частично компенсирует перспектива улучшения отношений с Соединенными Штатами».

«Россия, как всегда, играет по-крупному, - утверждает он. – У нее есть две [противоречащие друг другу] цели – быть с США и сохранить за собой в Иране и на Ближнем Востоке дорогую ей позицию независимого посредника».