Израильские военные взяли под свой контроль судно "Рейчел Корри", на котором пропалестинские активисты надеялись доставить грузы в блокированный Израилем и Египтом сектор Газа.

Солдаты поднялись на борт идущего под ирландским флагом сухогруза примерно в 16 морских милях (30 км) от израильского побережья. При этом они не встретили никакого сопротивления и направили судно в израильский порт Ашдод.

На борту "Рейчел Корри" - сотни тонн различных грузов, в том числе инвалидные коляски, медикаменты и цемент. При этом строительные материалы Израиль в Газу обычно не пропускает, подчеркивая, что контролирующая сектор группировка ХАМАС использует их не для строительства жилья, а для сооружения бункеров, то есть для подготовки к новой войне.

До этого Израиль несколько раз официально предлагал экипажу "Рейчел Керри" взять курс на Ашдод, в котором находится пункт таможенного досмотра, разгрузиться здесь и сопровождать гуманитарный груз по суше в Газу, однако активисты отказались это сделать.

В субботу вечером с призывом выполнить требование израильских властей к участникам похода обратился Белый дом, однако министр иностранных дел Ирландии Майкл Мартин отметил, что полностью принимает решение активистов продолжать их миссию.

При этом сами активисты заранее говорили, что не станут оказывать сопротивление в случае, если израильские власти попытаются взять контроль над "Рейчел Корри". На борту сухогруза водоизмещением 1200 тонн - девять членов экипажа, а также шесть малазийских и пять ирландских активистов, в том числе лауреат Нобелевской премии мира Мейрид Корриган-Магуир и бывший помощник Генерального секретаря ООН Денис Халлидэй.

Организаторы и спонсоры

Главным организатором похода судна стало базирующееся на Кипре движение "Свободу Газе" - коалиция пропалестинских и правозащитных организаций, - отрицающее насилие как средство достижения своих целей.

"Свобода Газе" - хотя и в меньшей степени - участвовала в отправке в Газу "Флотилии свободы", перехват которой несколькими днями ранее вылился в кровопролитие. Основным же спосором "Флотилии" был турецкий исламский "Фонд прав человека, свобод и гуманитарной помощи" (IHH).

Некоторые наблюдатели связывают IHH с различными исламистскими движениями, в том числе на Северном Кавказе, хотя в списке террористических организаций государственного департамента США эта организация не значится. Тем не менее Израиль, считающий что Фонд сотрудничает с "Аль-Каидой" и ХАМАС, запретил деятельность IHH на своей территории.

Кровопролитие в море

Пять из шести судов "Флотилии свободы" подчинились требованиям израильских властей. Однако самое большое из них - турецкий паром "Мави Мармара", на борту которого было большинство из 700 пропалестинских активистов, принявших участие в походе, - отказался это сделать. 31 мая под утро на палубу парома с вертолетов высадились израильские коммандос. В результате последовавшего столкновения были убиты девять активистов; ранения получили несколько спецназовцев.

Израильские власти утверждают, что солдаты действовали в рамках самообороны, - и в подтверждение своих слов ссылаются на обнародованные видеозаписи; активисты говорят, что коммандос стали стрелять по ним неспровоцированно.

После захвата парома "Флотилия" направилась в Ашдод. Все находившиеся на борту "Мави Мармара", первоначально задержанные израильскими властями, освобождены; грузы - после процедуры досмотра - Израиль обещает доставить в сектор Газа по земле.

Многие страны, в том числе Турция, до недавнего времени считавшаяся едва ли не единственным союзником Израиля в регионе, выступили с резким осуждением действий еврейского государства и потребовали проведения международного расследования случившегося.

Кроме того, трагедия на борту парома вновь привлекла внимание мирового сообщества к судьбе почти 1,5 миллиона жителей сектора Газа, блокируемого Израилем и Египтом с 2007 года. Тогда в результате победы на выборах у власти здесь оказалась группировка ХАМАС, одна из уставных целей которой - уничтожение Государства Израиль.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.