Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Билл Клинтон: иммигранты из России и поселенцы препятствуют миру на Ближнем Востоке

© AFP/Mario TamaБилл Клинтон
Билл Клинтон
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эмигрировавшие в Израиль россияне превратились в главное препятствие на пути достижения мирной договоренности на Ближнем Востоке, заявил бывший президент США Билл Клинтон. Он выразил опасение по поводу того, что Армия обороны Израиля, все больше принимающая в свои ряды выходцев из России, в результате может оказаться неготовой выступить против израильских поселенцев.

Эмигрировавшие в Израиль россияне превратились в главное препятствие на пути достижения мирной договоренности на Ближнем Востоке, заявил бывший президент США Билл Клинтон. Он выразил опасение по поводу того, что Армия обороны Израиля, все больше принимающая в свои ряды выходцев из России, в результате может оказаться неготовой выступить против израильских поселенцев.

В ходе круглого стола с участием репортеров, который был организован в рамках конференции "глобальной инициативы Клинтона" в Нью-Йорке, экс-президент выступил с пространными замечаниями по вопросу израильско-палестинского мирного процесса, инициатором которого стала его супруга, госсекретарь США Хиллари Клинтон.

"Среди молодых военнослужащих Армии обороны Израиля становится все больше детей русских и поселенцев - самых упорных противников раздела земель. Это создает колоссальную проблему, - заявил Клинтон, - Израиль стал другим. 16 процентов израильтян сегодня говорят по-русски".

По словам Клинтона, иммигранты из России в Израиле меньше всех заинтересованы в мирном соглашении с палестинцами: "Они только что приехали, это их страна, они выразили свою приверженность ее будущему, - отметил Клинтон, - Они не могут представить себе никаких исторических или иных оснований, которые оправдывали бы ее раздел".

Демонстрируя свои взгляды на российскую общину эмигрантов, Клинтон поведал о своей беседе с бывшим советским диссидентом Натаном Щаранским, который стал депутатом израильского парламента. По его словам, Щаранский был единственным израильским министром, выступившим против всеобъемлющего мирного соглашения, предложенного Клинтоном на встрече в Кэмп-Дэвиде в 2000 году. После этого его предложение отверг и глава Палестины Ясир Арафат.

"Я тогда сказал: "Натан, в чем дело [почему он не поддержал мирную сделку]", - рассказал Клинтон, - Он ответил: "Я не могу за это голосовать, ведь я русский… Я переехал из одной из самых больших в мире стран в одну из самых маленьких. А ты хочешь, чтобы я разрезал ее пополам. Нет уж, спасибо"".

Клинтон ответил: "Да ладно, ты приехал сюда из тюремной камеры. А Израиль намного больше, чем твоя камера".

Клинтон рассказал этот анекдот, чтобы пояснить отношение эмигрантов из России к сделке по принципу "земли в обмен на мир". "Щаранскому он понравился, но многим эмигрантам нет", - сказал Клинтон.

Затем Клинтон провел классификацию субнациональных израильских общин по их отношению к мирной сделке. По его словам, среди израильских евреев наиболее одобрительно к мирному договору относятся евреи сабра, которых он назвал коренными израильтянами, своими генетическими корнями уходящими в тысячелетия истории этих земель. Дело в том, что у сабра есть преимущество – они знакомы с историческим контекстом. "Они могут представить себе совместное будущее".

Вслед за ними наиболее позитивно к мирному соглашению относятся евреи ашкенази, эмигрировавшие из Европы и являющиеся израильтянами как минимум в первом поколении, а то и больше, считает Клинтон.

Не определились с выбором те, кого Клинтон назвал "марокканцами". Это североафриканские евреи, эмигрировавшие в Израиль в 1970-е годы. Он назвал их правоцентристами, которые, тем не менее, хотят стабильной и нормальной жизни.

"Когда они считают, что мир возможен, они голосуют за мир. Когда им кажется, что мир невозможен, они голосуют за самых несговорчивых парней из этого блока", - заявил Клинтон.

Что касается поселенцев, то Клинтон отметил, что с 2000 года их число значительно увеличилось, и это усугубляет проблему, поскольку они укрепились в своем противостоянии плану отказа от собственных домов в обмен на мир.

"В 2000 году на 3 процента земель приходилось 97 процентов поселенцев. Сегодня придется отдать почти 6 процентов земель, чтобы переселить 80 процентов поселенцев, - заявил Клинтон, - В Газе было 7000 поселенцев, и понадобилось 55000 израильских военных, чтобы выселить их. А с Западного берега придется переселить где-то от 50000 до 60000 человек".

Клинтон подробно остановился на позитивных и негативных моментах, которые он усматривает в идущих прямых мирных переговорах, начатых по инициативе администрации Обамы.

"Я бы сказал, что шансы на успех составляют как минимум 50 на 50", - с оптимизмом заявил экс-президент.

Внутренние разногласия палестинцев, в особенности отсутствие контроля палестинской администрации над сектором Газа, создают еще одну проблему, но мирное соглашение поможет ее разрешить, считает Клинтон.

"Поэтому премьер-министру [Биньямину] Нетаньяху гораздо труднее заключить сделку и труднее определить, что такая сделка означает", - сказал он. Но если соглашение будет на столе переговоров, это создаст достаточное давление для проведения выборов в Газе, на которых победу одержит партия президента Махмуда Аббаса ФАТХ, заявил Клинтон.

"Я считаю, что если выборы в Газе провести сегодня, ФАТХ одержит на них победу, потому что  при Аббасе и Файяде благосостояние и безопасность людей повысились", - сказал экс-президент, добавив, что ФАТХ проиграл в Газе исключительно из-за внутрипартийной борьбы между различными фракциями, в результате чего многие кандидаты соперничали с представителями собственной партии.

По мнению Клинтона, ряд факторов указывает на улучшение условий для достижения мира по сравнению с  2000 годом. Он отметил, что две трети израильтян доверяют Нетаньяху, веря в то, что он сможет заключить мирное соглашение. Как считает Клинтон, это больше, чем когда переговоры вел Эхуд Барак. Кроме того, он заявил, что верит в серьезность намерений руководства Палестинской администрации по мирному урегулированию.

"Они не сделают того, что сделал Арафат, они не выступят против сделки и не потеряют самообладание. Они знают, каким будет будущее".

В отдаленной перспективе израильтян ждет усиление давления, заявил Клинтон. В связи с высокой рождаемостью в Палестине через 30 лет или около того палестинцы составят большинство населения Израиля, если он не отдаст Западный берег реки Иордан.

"Им придется решать, быть им еврейским государством или демократией, потому что и тем и другим они быть не смогут. И они не хотят сталкиваться с таким выбором. Они не хотят сталкиваться с проблемой международной легитимности, а также с кризисом внутренней идентичности".

Более того, отметил Клинтон, вскоре у боевиков ХАМАС появится такая военная техника, которая позволит им сделать свои малоэффективные удары по израильским населенным пунктам более точными и смертоносными.

"Это лишь вопрос времени, и уже скоро их реактивные снаряды будут оснащены системой GPS. И вот тогда несколькими ракетами можно будет уничтожить большое количество людей. Нетаньяху это понимает", - сказал Клинтон. Он также заявил, что арабские лидеры сейчас поддерживают мирное урегулирование на Ближнем Востоке больше, чем когда-либо. Отчасти это объясняется тем, что сейчас Иран играет роль пугала, отвлекающего внимание от их непопулярной политики.

"Они думают, что теперь у них есть реальный враг в лице Ирана, поэтому им не нужен искусственный враг, такой как Израиль, чтобы люди на улицах направляли свой гнев на кого-то другого, а не на них".

Прежде чем начать свои разглагольствования о мирном процессе, Клинтон, видимо, понял, что вступает на опасную территорию, но тем не менее, решил идти дальше.

"Я не стал бы слишком распространяться на эту тему, если бы Хиллари не была госсекретарем, поэтому сейчас-то я уж точно не стану говорить очень долго", - заявил он, а затем более десяти минут обстоятельно и подробно вещал по данному вопросу.