Недавнее переизбрание Владимира Путина на пост президента России осталось в нашей стране почти  незамеченным – его инаугурация привлекла к себе даже меньше внимания, чем вступление в должность Франсуа Олланда во Франции. И тем не менее, можно с определенной оговоркой сказать, что российско-индийские отношения переживают сегодня второе рождение.

Читайте также: Индия - все старое снова становится новым

Начиная с индийских националистов, и особенно - с Джавахарлала Неру, многие в Индии в 1920-е годы были очарованы советским государством, которое они идеализировали (хотя сам Неру не испытывал особых иллюзий в отношении отвратительных бесчинств сталинизма). С того времени Россия занимала особое, привилегированное место в индийских представлениях. Знаменитый обмен визитами в 1955 году – Неру в Москву и ответная поездка Хрущева в Индию в ноябре – положил начало особо теплому этапу в двусторонних отношениях. Советский Союз начал постоянно наращивать техническое содействие государственному сектору Индии, кульминацией чего стало принятое в 1962 году решение о передаче Индии технологий производства истребителя МиГ-21. В 1965 году Советы рассматривались еще как достаточно нейтральное государство, чтобы стать посредником в достижении соглашения о прекращении огня в конце индо-пакистанской войны, которое было заключено в Ташкенте. Но, когда в 1971 году усилилась напряженность с Пакистаном, приведшая к отделению от этой страны Бангладеш, Москва уже явно определилась в своих предпочтениях, подписав в августе 1971 года договор о дружбе и сотрудничестве с Нью-Дели. На протяжении двух остававшихся десятилетий существования Советского Союза  индийские правительства одно за другим очень сильно зависели и полагались на поставки российской военной техники и вооружений (на долю которых приходилось более 70 процентов военного импорта Индии), а также симпатизировали целям России в Афганистане и Юго-Восточной Азии. Распад Советского Союза  привел к серьезной переориентации индийской внешней политики. С появлением политики "взглядов на Восток" Индия расширила сотрудничество с Израилем и начала гораздо серьезнее взаимодействовать с Соединенными Штатами. Несмотря на это, Россия и Индия оставались важными партнерами в вопросах внешней политики, что подтверждалось сохранявшейся регулярностью взаимных визитов на высоком уровне. Экономические отношения пошли на спад, поскольку  Индия начала развивать торговлю с Китаем и Западом, однако связи в области обороны и безопасности сохранялись, и Россия оставалась главным поставщиком военной техники в Индию большую часть первого десятилетия XXI века (после чего, согласно некоторым подсчетам, ее перегнал Израиль). Индия до сих пор занимает второе место в объемах российского экспорта обычных вооружений, уступая лишь Китаю. Нью-Дели по-прежнему видит в России преданного и надежного поставщика передовых и относительно недорогих систем вооружений. Индийцы осознают и благодарны России за то, что в военном сотрудничестве она не ограничивается простыми отношениями "покупатель-продавец", а ведет совместные исследования и разработки, выполняет контракты по обслуживанию и обучению, проводит совместные учения. Однако, внезапная отмена двух плановых учений в 2011 году (когда Индия отказалась от боевого самолета компании Микояна МиГ-35), продолжающиеся задержки и увеличение стоимости переоборудования авианосца "Горшков", предназначенного для индийских ВМС, свидетельствуют о том, что в области военного сотрудничества не все хорошо и гладко.



Также по теме: Индия и Пакистан стремятся к расширению торговли и сотрудничества

Тем не менее, хотя объем двусторонней торговли остается незначительным (чуть более 2 миллиардов долларов), Индия не забыла, что Россия (и Советский Союз) внесли немалый вклад в формирование индийского потенциала в ядерной, оборонной, космической сфере и в тяжелой промышленности, когда ни одна другая страна не желала оказывать такого содействия. Отчасти благодаря такому наследию Россия продолжает сотрудничать с Индией в жизненно важных стратегических секторах (включая строительство ядерных объектов, освоение космоса и совместную разработку передовой ракеты "БраМос").

Нью-Дели на протяжении последних двух десятилетий также активно закупала российские энергоресурсы - такие, как газ, нефть и ядерное топливо. Россия является полезным партнером для Индии, которая стремится к обеспечению собственной энергетической безопасности в своем ближнем и отдаленном географическом окружении, и надеется вместе с Россией обеспечить большее влияние в Центральной Азии (которая состоит из бывших советских республик). Через этот регион вполне можно проложить ряд крупных нефте- и газопроводов, конечным пунктом которых в случае их постройки станет Индия.

По-прежнему фактом остается и то, что фундаментальные российские и индийские интересы не входят в противоречие ни по одному направлению. Две страны проводят встречи в рамках трехсторонних заседаний министров иностранных дел России, Индии и Китая, на Восточноазиатском саммите, в Шанхайской организации сотрудничества и как члены появившегося недавно объединения БРИКС. Возможность выразить схожие взгляды появилась у двух стран и в Совете Безопасности ООН в 2011-2012 годах, когда Индия стала его непостоянным членом. Правда, две страны не всегда действовали в унисон (Индия согласилась с Москвой по Ливии, однако проголосовала за резолюцию по Сирии, на которую Россия наложила вето). В Нью-Дели Россию прекрасно представляет обаятельный и популярный посол Александр Кадакин. Это - знающий и любящий Индию человек, у которого за плечами сорок лет работы в нашей стране, и который второй раз находится здесь в должности посла.

Читайте также: Индия модернизирует армию, думая о Китае

Меняющаяся международная среда не могла не наложить свой отпечаток на российско-индийские отношения. Поразительная открытость России в отношении НАТО, ее более теплые отношения с Китаем, а также существенно улучшившиеся связи с Пакистаном увели Москву далеко в сторону от той логики, которая лежала в основе ее подходов к Нью-Дели в годы холодной войны. Индийские политические руководители по-прежнему видят в России друга, чья симпатия и поддержка индийским целям  прошла проверку временем, особенно в те моменты, когда Индия больше всего в этом нуждалась, например, в 1971 году и в ходе международных дискуссий по Кашмиру. Россия - единственная страна, имеющая с Индией наделенный законным статусом механизм оборонного сотрудничества, в рамках которого ежегодно проводятся встречи министров обороны. И хотя сотрудничество России и Индии в ядерной сфере наткнулось на препятствия из-за проблем обязательств поставщика, Москва продолжает строительство двух атомных электростанций на индийской земле.

Однако отсутствие обширных контактов между людьми, языковой барьер и широкая диверсификация международных отношений двух стран означают, что разговоры об "особых взаимоотношениях" кажутся все более несерьезными. Обе страны сегодня являются гораздо более равноправными, чем прежде; экономика Индии - крупнее, и России недолго уже оставаться более развитой страной. Поиск новой логики "особых взаимоотношений" остается нерешенной задачей, и ведется он без большой энергии и энтузиазма с обеих сторон. Говоря резкими и отчетливыми словами канадского дипломата Дэвида Мэлоуна (David Malone), "Россия останется надежным собеседником, хотя бы в силу привычки. А экономические отношения можно развивать без лишней сентиментальности на основе взаимных интересов. Однако любовь между двумя государствами явно закончилась, если они вообще когда-нибудь были влюблены друг в друга".

Автор статьи депутат индийского парламента.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.