Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто идет за «Грузинской мечтой»?

© REUTERS / Irakli GedenidzeБидзин Иванишвили
Бидзин Иванишвили
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузия, кажется, идет за своей мечтой. Есть только один вопрос: за какой? Десятки тысяч сторонников оппозиции явно мечтают не о том, о чем мечтает президент Саакашвили. Они продемонстрировали свое несогласие на митинге в центре Тбилиси, собравшем десятки тысяч человек.

Грузия, кажется, идет за своей мечтой. Есть только один вопрос: за какой? Десятки тысяч сторонников оппозиции явно мечтают не о том, о чем мечтает президент Саакашвили. Они продемонстрировали свое несогласие на митинге в центре Тбилиси, собравшем десятки тысяч человек. От имени протестующих выступил экс-капитан сборной по футболу Кахи Каладзе. Как обычно бывает, он заверил нынешнего президента в том, что тот потерял доверие народа, который больше не хочет такого лидера. Каладзе призвал защитить народ, родину и веру.

При этом к не присутствовавшему на митинге президенту он обращался просто по имени - «Миша». Такое фамильярное обращение выглядело, скорее, усмешкой. Страна уже успела «приукрасить» свою независимость террором новоявленных воров, гражданской войной, всеобщим кризисом и, наконец, «революцией роз», произошедшей девять лет назад. Она заставила уйти со сцены ветерана советской перестройки Эдуарда Шеварднадзе. И освободить дорогу к власти обученному на Западе «Мише». Саакашвили - образец старательного ученика, который превзошел своего учителя. Сначала он стал его министром, а потом отрекся от него и свергнул. И, кажется, частично история опять повторится.

Лидер «Грузинской мечты», миллиардер Бидзина Иванишвили всего несколько лет назад финансировал правительство Саакашвили, теперь же Иванишвили ясно противопоставляет себя все тому же истеблишменту. Всего восемь лет назад он купил себе грузинское гражданство, полученное по специальному распоряжению Саакашвили. В придачу к российскому паспорту. Для предпринимателя формата Иванишвили это был вопрос хорошего бизнеса, хотя в итоге бизнес оказался слишком мелким. Из-за торговли недвижимостью Иванишвили попросил еще и гражданства Франции, что, согласно грузинскому законодательству, влечет за собой утрату гражданства Грузии. Неплохо помнить об этих перипетиях, когда оппозиция во главе с Иванишвили говорит о борьбе за национальные интересы, о борьбе за такие ценности, как родина и вера. Иванишвили, впрочем, меняет не только гражданства: дома он Бидзина, в России - Борис.

В России Иванишвили с состоянием в 6,5 миллиардов долларов входит в число первых пятидесяти российских миллиардеров. И только слухов об их влиянии и связях должно быть достаточно для того, чтобы при нормальных обстоятельствах дисквалифицировать Иванишвили в политике в родной стране, на которую Кремль наложил экономические санкции. Но, как мы видим, в Грузии не совсем нормальная ситуация, и поэтому Борис, то есть Бидзина, Иванишвили возглавляет оппозицию. И его поддерживает даже глава Грузинской православной церкви Илья Второй.

Причин в принципе может быть две. То, что нынешний президент независимой страны - «патология и аномалия», как недипломатично выразился российский министр иностранных дел, объяснять не надо. Первая причина, возможно, состоит в том, что у России действительно есть виляние в Грузии и его достаточно для того, чтобы управлять политическим настроением в стране. По большому счету, купить страну, где полно людей, которым не знакома никакая другая политическая культура, кроме политики кулака, и которые идут за своей неосуществимой мечтой о лучшем будущем. Или же Саакашвили - пережиток «революции роз», и он в экономической консолидации страны добился таких же результатов, как Шеварднадзе, то есть никаких.

Это могло бы объяснить, почему «невидимый бизнесмен» до сих пор не вмешивался в политику, даже во внутреннюю политику своей страны. Но что предприниматель может дать бедной стране? Собственные деньги? Едва ли. Тем не менее, он обещает всем «достойную жизнь», членство в ЕС и НАТО, а также восстановление целостности Грузии.

Абхазия и Южная Осетия фактически являются частью России, и местные жители, мягко говоря, не горят желанием броситься в объятия унитарной Грузии. Членство в ЕС еще более сомнительно, если учитывать сегодняшние  экономические сложности с Грецией, Испанией, а также проблемы с прозрачностью системы управления некоторых новых членов ЕС. Наверное, единственное, что возможно, - это вступление в НАТО. Критериям Альянса Грузия соответствует лучше Украины. Но это тоже ничего не значит, потому что для Вашингтона важнее договоренность с Россией по ПРО, или по Ирану. Вступление маленькой Грузии в НАТО не уравновесить даже общей российско-американской политикой по отношению к КНДР.

Поэтому, очевидно, можно отбросить и немного странную версию о том, что Иванишвили - новобранец США. К тому же в политической программе «Грузинской мечты» Иванишили стал тверже.  Первое мощное выступление против власти его, явно, усилило настолько, что он угрожает уже и применением силы. Если парламентские выборы осенью этого года будут фальсифицированы, власть почувствует силу его кулака. Через победу на выборах Иванишвили хочет открыть себе путь к президентскому посту, судьба которого будет определяться в следующем году.

На стороне Иванишвили помимо церкви также значительная часть оппозиции и парламентариев, которые из-за него изменили Конституцию. Теперь как гражданин ЕС он может избирать и быть избранным.  Ассимилировавшийся француз в президенты Грузии? Почему нет? А почему да? Одни мечты - плохой аргумент. Мечты слишком часто разбиваются в ночной тьме после безжалостного прозрения. И Грузия это слишком хорошо знает. Таким образом, может показаться, что цель Саакашвили - это мечта Иванишвили, мечта о личной власти.