Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Египет: посягательство на демократию накануне президентских выборов

Суд признал незаконным парламент с исламистским большинством

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В четверг Конституционный суд Египта признал незаконным распределение трети мест в нижней палате парламента после осенних и зимних выборов. Это решение касается независимых депутатов. Тем не менее, большинство из них, «братья-мусульмане» и салафиты, раньше были членами исламистских политических партий и пользовались их поддержкой во время кампании.

«В Египте только что произошел мягкий государственный переворот. Мы были бы вне себя, если бы не испытывали такую усталость», - написал в Twitter известный правозащитник Хоссам Бхагат, которого знают все активисты в Каире.

В четверг Конституционный суд Египта признал незаконным распределение трети мест в нижней палате парламента после осенних и зимних выборов. Это решение касается независимых депутатов. Тем не менее, большинство из них, «братья-мусульмане» и салафиты, раньше были членами исламистских политических партий и пользовались их поддержкой во время кампании. Как следует из постановления суда, такая помощь противоречит прописанному в Конституции 1973 году принципу равенства. Такое решение означает роспуск парламента и вызывает сильнейшее смятение за два дня до второго тура президентских выборов и менее двух недель до установленной военными даты, после которой они обещали передать всю власть гражданским органам и вернуться в казармы.

Высшая судебная инстанция страны также подтвердила право Ахмеда Шафика на участие во втором туре президентских выборов. На пути бывшего генерала и последнего премьер-министра Мубарака встал закон об изоляции, который в апреле был принят в парламенте и одобрен вставшим во главе исполнительной власти после свержения бывшего президента военным советом. Ахмед Шафик подал жалобу в избирательную комиссию, которая передала дело на рассмотрение Конституционного суда. Как бы то ни было, в признание его кандидатуры недействительной мало кто верил. «Этот закон об изоляции является антиконституционным, так как из Конституции 1973 года следует, что стать кандидатом может любой человек, и запретить ему это может лишь суд, а не парламент», - говорит эксперт-ролитолог Клеман Стеер (Clément Steuer).

Совпадение или нет, но оба решения прозвучали на следующий день после постановления министра юстиции, которое предоставило полиции и спецслужбам право проводить задержания без объяснения причин вплоть до принятия новой конституции.

«Государственный переворот»

Египет оказался в опасном положении. Кто же возьмет на себя исполнительную власть сейчас, когда парламент распущен? В четверг военные источники сообщили, что армия готова играть эту роль до избрания нового собрания. Но нам не известно ни когда, ни при каких условиях состоятся новые выборы. Решение суда также поднимает вопрос составления Конституции, тогда как депутатам парламента, которым было поручено назначить членов учредительного комитета, недавно все же удалось прийти к согласию после нескольких недель ожесточенных споров. По мнению юристов, это собрание также должно быть распущено, потому что парламент не успел принять закон об иммунитете для его членов.

Военный совет попытался успокоить страсти, сохранив прежние даты проведения президентских выборов (16 и 17 июня). Вопреки всем ожиданиям, «Братья-мусульмане», крупнейшая политическая сила в парламенте, согласились с судебным решением. Тем не менее, кандидат от движения Мохаммед Морси предупредил, что «любое коварство приведет к революции». «Есть те, кто желает народу зла и сделает все ради этого», - добавил он.

Потерпевший неудачу кандидат в президенты умеренный исламист Абуль Футух высказался гораздо жестче. «Сохранение кандидата от армии и роспуск избранного парламента - это настоящий государственный переворот, и если кто-то думает, что миллионы молодых людей допустят этот переворот, то он заблуждается», - написал он на своей странице в Facebook. Накануне первых с момента свержения Мубарака президентских выборов многие опасаются, что армия может попытаться положить конец демократической оттепели.