«Она была лучшей подругой моей матери, - рассказала мне женщина средних лет за чашечкой кофе в модном кафе с видом на Босфор.  - Она умерла, истекая кровью на задворках, потому что тогда аборты были запрещены. Каждый Рамадан моя мать молится за ее душу, и просит нас, своих детей, делать то же самое».

В связи с тем, что аборты разрешили в Турции лишь в 1983 году, существует множество взрослых женщин, помнящих о том, что было раньше  – и сегодня они могут рассказать довольно грустные истории тех времен. Проблема заключается в том, что в парламенте таких женщин слишком мало. В политике, как на местном, так и на национальном уровне, все еще доминируют мужчины.

Оживленные дебаты о женском теле и репродуктивной функции спровоцировало прозвучавшее в мае заявление премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана (Recep Tayyip Erdogan), в котором он сравнил аборты с убийством. В ходе выступления Эрдоган заявил, что он выступает против кесарева сечения при родах. Женские правозащитные группы оперативно мобилизовались и организовали многочисленные митинги против возможного введения запрета на аборты, в то время как комментаторы и академики также высказали свою обеспокоенность. После нескольких недель напряжения и неопределенности, похоже, правительство восприняло реакцию общественности всерьез, и вопрос об абортах был снят с повестки дня.

Читайте также: Женщины в авангарде исламского пробуждения

В то же время обсуждение вопроса о кесаревом сечении перешло в совершенно другую плоскость, и теперь Турция стала первой страной, где добровольное кесарево сечение наказуемо законом. Врачи, склоняющие женщин к операции, которая не считается необходимой, могут быть наказаны штрафами.



Беспокойство гражданского общества в отношении данного изменения проявлено не было, а само обсуждение сошло на нет довольно быстро, - возможно, в связи с тем, что угроза запрета абортов миновала.  Известно, что кесарево сечение активно использовалось в Турции на протяжении последних нескольких лет. В прошлом году в государственных больницах 40% родов прошли именно таким способом. В частных клиниках показатель оказался еще выше и достиг 67%. Конечно, роды при помощи кесарева сечения обходятся дороже, что вызывает шквал критики в адрес частных больниц, которые на этом зарабатывают огромные суммы и поэтому подталкивают к операции женщин, которые могли бы родить естественным образом. Со своей стороны, государственные больницы получают финансовую помощь от государства за каждые роды, принятые при помощи кесарева сечения.
 
По данным Всемирной организации здравоохранения, оптимальное количество родов при помощи кесарева сечения составляет 15-18% от общего числа, хотя этот показатель превышен во многих западных странах, включая Швейцарию и Италию.

Новый закон ограничивает возможность использования кесарева сечения -  теперь операцию можно выполнять только при наличии медицинских показаний. В недавнем интервью министр здравоохранения Реджеп Акдаг (Recep Akdag) заявил, что необходимыми медицинскими показаниями будут считаться не только физические проблемы, но и сильный страх женщины перед естественными родами. Заявив, что дети, рожденные при помощи кесарева сечения, больше склонны к ожирению, Акдаг добавил, что правительство ощутило необходимость ввести этот закон, так как «врачи представляют кесарево сечение как нормальную альтернативу естественным родам».

Также по теме: Иран - экскурсия по женской полиции

Пересмотр в вопросе кесарева сечения был и вправду необходим. Однако сложно понять то, каким образом вопросы, связанные с женским телом и контролем женщин над собственными телами, обсуждаются – или не обсуждаются – в Турции. В этой стране со времен поздней Османской империи существует мощное и сильное женское движение. Но лишь сейчас женщины начинают осознавать, что права, к которым они относились как к должному, могут в какой-то момент исчезнуть. Как продемонстрировали недавние угрозы в адрес права на аборт, общество остается крайне расколотым, и диалог между двумя лагерями налажен плохо (если налажен вообще).

Противники религии опасаются потери индивидуальных свобод, а консерваторы считают, что их несправедливо обвиняют в регрессе. Между женскими правозащитными организациями и правительством, между сторонниками кемализма и либералами, курдами и турками, между суннитами и алавитами иногда существуют слишком большие разногласия, препятствующие налаживанию конструктивного диалога. Там, где терпят поражение слова, а важные идеи громко и свободно высказать нельзя, тишина может оказаться губительной для демократии, а это в конечном итоге окажется губительным для женщин.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.