«Иногда ты в шутку цепляешься к нам, мол, зачем нам ЕС? Вот и я к вам прицеплюсь: примите нас в Шанхайскую организацию сотрудничества, и мы пересмотрим переговорный процесс с ЕС». Эти слова в прошлом году были в шутку сказаны премьер-министром Эрдоганом лично президенту Путину в ходе визита в Россию. Вслед за этим в самой сердцевине дискуссий об «осевом сдвиге» Турции мировое общественное мнение сделало вывод: повернувшись спиной к Западу, а именно к Европейскому союзу, Турция будет строить новую евразийскую политику, вступив в Шанхайскую организацию сотрудничества. С тех пор прошло семь месяцев, и вновь набравшая обороты полемика о членстве Турции в ШОС показывает, что этот вопрос приобретает новое измерение. 

 

Турция готовится занять место в структуре Евразийского союза

 

Можно выделить разные причины, которые лежат в основе «шанхайского выпада» премьер-министра Эрдогана. Несомненно, первой приходит на ум мысль о вероятной попытке усилить позиции Турции в отношении переговорного процесса о членстве в ЕС. Однако если взглянуть на этот эпизод в более широком смысле, то становится очевидно, что Турция готовится вступить в структуру «Евразийского союза», который является одной из национальных целей России. Принимая во внимание смещение мирового центра в сторону востока и передачу эстафеты в области демографической силы и инициативы принятия политических решений, можно сделать вывод, что Шанхайская организация сотрудничества станет региональной организацией, которая внесет самый значительный вклад в процесс создания «Евразийского союза». 

 

В то же время ШОС представляет существенное значение для России. На саммите ШОС в Бишкеке в 2007 году президент Путин отметил: «Однополярный мир неприемлем». Этими словами он подчеркнул, что у организации есть миссия, направленная против образований, находящихся под контролем Запада и прежде всего НАТО и ЕС. Однако вероятное членство Турции в ШОС предполагает позитивные и негативные последствия как для США, так и для Китая и России. 

 

Членство Турции в ШОС вызывает неподдельный интерес США

 

В случае вступления Турции в ШОС США могут приобрести возможность с ее помощью вмешиваться в процесс принятия решений в организации. Конечно, это зависит от того, в какой мере это позволит Турция, поскольку, если Анкара будет выдвигать на передний план национальные интересы, то она будет проводить сбалансированную между двумя сторонами политику. Атмосфера вероятного риска, почву для которого подготовит членство Турции в ШОС, будет представлять препятствие для политики США в Евразии. 

 

По мнению главы исторического отделения Университета им. Мимара Синана профессора Ахмета Ташагыла, существуют три направления политики США в Евразии: политическое, экономическое и социокультурное. Богатые энергоресурсы в регионе и инвестиции американских компаний делают Евразию незаменимой для Вашингтона. При этом Турция занимает стратегическую позицию в этой политике США. Следовательно, необходимо заметить, что вероятное членство Турции в ШОС, в сущности, будет представлять угрозу и большие риски для политики США в Евразии. 

 

Создается «Армия Великого Турана»

 

Другой важный вопрос, который возник на повестке дня, связан с созданием единой военной структуры сил Турции, Азербайджана, Киргизии и Монголии под названием «Ассоциация правоохранительных органов военного статуса Евразии». Данная структура с центром в Анкаре служит абсолютно мирным целям и не предполагает ни в какой форме такой миссии, какую выполняет НАТО. Вместе с тем броские заголовки подобно «Создается Армия Великого Турана» в Европе – показатель степени хладнокровия, с которым западный мир подходит к этим событиям. 

 

Членство Турции в ЕС не находится в числе непременных условий, однако из продолжающихся переговоров мы понимаем, что у Анкары нет намерений прекращать этот процесс. В силу своего геополитического положения Турция должна обладать потенциальным правом голоса более чем в одной региональной организации или институте. Благодаря этому гораздо более вероятной становится возможность выполнения функции «посредника» и «катализатора» при урегулировании международных противоречий.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.