Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турция, наконец, стала моделью, но не той

© РИА Новости Алексей Никольский / Перейти в фотобанкВладимир Путин и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, архивное фото
Владимир Путин и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, архивное фото
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Турция, наконец, стала моделью, да вот только не той. В своем резонансном выступлении премьер-министр Венгрии назвал Турцию в числе стран, «преуспевших» в создании модели «нелиберальной демократии». Соседями Турции по этому списку стали Россия и Китай — страны с жесткими авторитарными режимами. Все это заставляет крепко задуматься о том, куда Эрдоган ведет нашу страну.

Еще в недавнем прошлом Турция изображалась в регионе и мире в качестве модели демократической, светской, плюралистической структуры. Теперь же представление о нашей стране формируется под воздействием амбиций лидеров, которые стремятся к установлению авторитарного и жесткого режима. Граждане Турции не заслуживают этого.

В ходе своего выступления перед группой этнических венгров в румынском городе Бэиле-Тушнад премьер-министр Венгрии Виктор Орбан подчеркнул, что после глобального экономического кризиса 2008 года конкурентоспособность либеральных демократий уменьшилась, поэтому Венгрия должна отказаться от либерально-демократических ценностей.

В числе стран, «преуспевших» в создании модели «нелиберальной демократии» Орбан назвал Россию, Китай и Турцию. Тот факт, что Орбан включил Турцию в этот список, заставляет задуматься о том, откуда и куда идет демократия страны в период правления Партии справедливости и развития (ПСР). Несмотря на все существующие в системе недостатки и проблемы, Турция ранее, прежде всего благодаря своей демократической и светской структуре, рассматривалась на Ближнем Востоке в виде страны-модели. Теперь же мы оказались в совершенно иной группе.

Политика руководства ПСР, особенно в течение последних трех лет, привела к тому, что категория, к которой нас сегодня справедливо относит Орбан и весь мир, — это группа неких авторитарных, ущемляющих демократические свободы моделей «одного человека». Прежде чем ответить на вопрос о том, насколько мы приемлем такую модель, рассмотрим некоторые общие черты Турции и Венгрии, а также лидеров двух стран.

Орбан, победивший на выборах и пришедший к власти в 2010 году, берет пример с Эрдогана не только в плане политической системы. Он словно шаг за шагом следует за турецким лидером в своих политических тактиках и стратегиях. Вмешательство в независимую структуру судебных органов путем должностных назначений, полный контроль СМИ с помощью финансового давления и регулирования, внесение изменений в правила проведения выборов с целью повышения собственного влияния в парламенте: Орбан создает впечатление политика — аналога Эрдогана. Как в стране, так и в Брюсселе Орбана и его семью обвиняют в коррупционных махинациях. Однако венгры еще не видели аудиозаписей, которые подтвердили бы эти подозрения.

Сходства Орбана и Эрдогана не ограничиваются внутренней политикой. Во внешнеполитической деятельности Орбан преследует похожий курс. Предоставление этническим венграм, проживающим в соседних странах, права получить венгерское гражданство является отражением стремления воссоздать Великую Венгрию, конец которой положила Первая мировая война. Все это очень напоминает «неоосманистское видение» Эрдогана. Частое посещение государств, граничащих с Венгрией, и проведение в них митингов не остается без внимания властей этих стран. Если продолжать проводить аналогии, достаточно вспомнить митинги Эрдогана в Германии и реакцию официального Берлина на них.

Когда Эрдоган апеллирует к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) как к альтернативе таким институтам, как НАТО и ЕС, это опять же наводит на мысль о близких отношениях Орбана с Россией и Китаем. В прошлом году и Орбан посетил Турцию, и Эрдоган нанес визит в Венгрию. Исходя из общих черт, рассмотренных выше, можно сделать вывод, что содержание их переговоров составляли не только международные вопросы, но и тактики, стратегии, необходимые в борьбе с врагами во внутренней политике. Для Орбана характерен особый интерес к теориям заговора. Поэтому он принимает весьма «креативные» меры против существующих в стране неправительственных организаций, ограничивая их деятельность.

Как и Эрдоган, Орбан придает большое значение торговле, рассматривая ее в качестве особого фактора в двусторонних отношениях. В 2013 году импорт Турции из Венгрии составил 1,3 миллиарда долларов, а наш экспорт в эту страну — 650 миллионов долларов. Существует специальное соглашение между MTVA — официальным телеканалом Орбана в Венгрии и турецким каналом TRT. Аналогичное соглашение было подписано между MTİ и Anadolu Ajansı — информагентствами двух правительств. При этом, несмотря на монополию венгерского правительства в СМИ, с 1989 года ни один венгерский журналист не был заключен в тюрьму. Турция же в 2013 году заняла первое место в мире по количеству лишенных свободы журналистов.

Дифирамбы Орбана в адрес авторитарных режимов вызвали немалый шум в международном сообществе. Американский политолог Фрэнсис Фукуяма — его теория о конце идеологических противостояний и победе либерально-демократической модели была развенчана терактами 11 сентября — отмечал свое недоумение относительно того, что подобный призыв открыто звучит от лидера страны, входящей в составе ЕС. В таких международных изданиях, как New York Times, Wall Street Journal и Huffington Post, появилось множество критикующих Орбана статей, но ни одна из них не посчитала ошибочной проведенное венгерским лидером сравнение с Турцией. Красной нитью в них проходит мысль о том, что Орбан верно охарактеризовал модели Турции, России и Китая, но как член ЕС Венгрия не должна следовать этому курсу.

В опубликованной в Washington Post статье под названием «Подъем путинизма» Фарид Закария также исчерпывающе рассматривает эту авторитарную риторику и тенденцию, отмечая, что Орбан и Эрдоган следуют путинской модели. Подчеркивается, что базовыми элементами этой модели являются национализм, религия, социальный консерватизм, государственный капитализм и господство государства в СМИ, при этом будущее данной модели зависит от того, чего удастся добиться лично Путину. Закария отметил, что Эрдоган отошел от своей реформистской повестки дня и сегодня смещается в сторону социально-консервативной, исламистской и в высокой степени националистической линии. Автор, бесспорно, подметил очень важное сходство, но вместе с тем существенная разница осталась без внимания. Россия обладает богатыми природными ресурсами, которые в финансовом отношении могут компенсировать авторитаризм. Однако Турции для экономического развития нужны инновации, то есть свободная и открытая система.

Какую модель одобряют граждане Турецкой Республики? Решение скоро будет принято на президентских и всеобщих парламентских выборах. В ближайшее воскресенье Турция отправится на избирательные участки и впервые у урны для голосования выберет двенадцатого президента страны. Результаты опросов, проведенных исследовательскими компаниями среди сторонников разных политических сил, показывают, что победит Реджеп Тайип Эрдоган, для которого разделение властей — это головная боль, а авторитарные режимы — источник вдохновения. Совершенно очевидно, что грезит он не о либеральной демократии, а, как и Орбан, о единоличной власти, не имеющей отношения к либеральным ценностям.

По мнению пессимистов, для турецкой демократии президентские выборы — это далеко не свет в конце тоннеля. Впереди всеобщие парламентские выборы, обладающие еще большим значением. Если на них Эрдоган не сможет набрать необходимое количество голосов для того, чтобы внести поправки в Конституцию и увеличить президентские полномочия, то в Чанкае (президентский дворец в Анкаре — прим.пер.) ему придется непросто, независимо от того, кто станет премьер-министром. Как экономические события, так и политическая конъюнктура указывают на то, что ситуация будет развиваться именно по этому сценарию.

Турции, которая еще не восстановилась после сопротивления на Гези, необходим ускоренный процесс нормализации, обеспечение национального согласия и целостности, а для этого на всеобщих выборах 2015 года нужно отойти от властной монополии ПСР. Назрела потребность в политических изменениях, способных обновить ткани демократии и укрепить ее. Возможно, из-за сложившейся в стране конъюнктуры нам необходима коалиция — как, на самом деле, важное, но хорошо забытое условие демократического сосуществования. Нам может быть, даже стоит обратиться к примеру «большой коалиции» в Германии.

Воссоздать ткань демократии — вот в чем должна состоять конечная цель политической оппозиции по мере приближения к всеобщим парламентским выборам. При этом в политике нужно отбросить негативизм, сделать акцент на существующих проблемах и одновременно предложить альтернативное видение Турции, турецкую мечту. Граждане Турции заслуживают того, чтобы их страна стояла в одном ряду с демократическими, либеральными, открытыми государствами и не считалась одним из авторитарных, жестких, ущемляющих свободы режимов.