Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Риски зависимости от России

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин и президент Турецкой республики Реджеп Тайип Эрдоган
Президент России Владимир Путин и президент Турецкой республики Реджеп Тайип Эрдоган
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Скоро через Турцию может пройти российский газопровод. Кроме того, русские строят здесь по ранее не испытанному проекту АЭС «Аккую». Нельзя исключать вероятность того, что все это лишь повисит зависимость нашей страны от России. Вне всякого сомнения, отдаляясь от Запада, администрация Эрдогана будет двигаться в сторону все большего произвола и авторитарности.

Противоречивость, несогласованность, лицемерие в риторике президента Эрдогана становятся все более очевидными. Можно привести два ярких примера того, как это отражается на внешней политике.

Во-первых, Эрдоган при каждом удобном случае (и вполне справедливо) привлекает внимание к трагедии в Сирии и жестко критикует Башара Асада, возлагая на него основную ответственность за беды сирийского народа. И, конечно, не признает своего вклада в эту трагедию...

Сегодня Эрдоган точит зуб на Асада, хотя некогда был его закадычным другом. Но именно такие «задушевные» отношения связывают его сейчас с главными сторонниками режима Асада. Посетив в начале этого года Тегеран, Эрдоган заявил: «Мы чувствуем себя как дома...» В отношениях турецкого лидера с главой России Владимиром Путиным, которому, очевидно, он подражает, царит полное взаимопонимание. Эрдоган не говорит ни слова о российской аннексии Крыма или о поддержке сепаратистов на востоке Украины. Он не присоединяется к экономическим санкциям, которые против России применяют США и ЕС. Основная причина — обеспечение за счет импорта из России почти 60% потребности Турции в энергоресурсах.

Другой пример — антиамериканская и в целом антизападная риторика Эрдогана, которая, начиная с протестов в парке Гези, постепенно набирает обороты. «Наши проблемы можем решить только мы. Говорю как есть: те, кто приходит извне, любят нефть, золото, алмазы на исламском пространстве, любят дешевую рабочую силу, любят конфликты, споры, разногласия. Поверьте, нас они не любят...», — говорит турецкий президент. Словно бы это не он призывал западные страны, и прежде всего США, действовать сообща и вместе свергнуть режим в Сирии, выставляя эту цель в качестве главного условия присоединения Турции к международной коалиции по борьбе с ИГИЛ. Или не он просил у НАТО защиты от возможных ракетных обстрелов из Сирии? Очевидно, терпение, проявляемое США и ЕС в ответ на нарастающую антизападную риторику и противоречивую политику Анкары, объясняется тем, что для Запада ценно союзничество Турции, а не Эрдоган.

В то же время как в Вашингтоне, так и в Брюсселе к Эрдогану возникает все больше вопросов. Отношения Турции и России движутся в вызывающем беспокойство направлении. В ходе визита Путина в Анкару на прошлой неделе российский лидер заявил, что проект газопровода «Южный поток», который должен был проходить по дну Черного моря в Болгарию и обеспечивать газом ЕС, отменяется, а вместо него параллельно «Голубому потоку» будет построен некий «Турецкий поток», и в дальнейшем весь экспорт российского природного газа в Европу будет идти через Турцию. Такой выпад Путина, возможно, является ответом на санкции, которые Запад применяет в отношении России из-за Украины. При этом с точки зрения возможности реализации этого проекта существуют серьезные сомнения.

Предположим, проект будет претворен в жизнь. Нельзя исключать вероятности того, что это повысит зависимость Турции от России в области энергетики и повлечет за собой сближение Турции с Шанхайской организацией сотрудничества. Вне всякого сомнения, отдаляясь от Запада, администрация Эрдогана будет двигаться в сторону все большего произвола и авторитарности.

Когда Путин находился в самолете на пути в Анкару, Эрдоган сделал встречный жест. В этот момент было объявлено, что отчет об оценке воздействия на окружающую среду АЭС, которую русские будут строить в Мерсине, дал положительные результаты. Стало очевидно, правительство нисколько не принимает во внимание тот факт, что гражданское общество глубоко обеспокоено экологией. Проект «Аккую» реализуется в настолько далекой от прозрачности форме, что это вызывает тревогу не только у таких радикальных противников ядерных технологий, как я, но и тех, кто в целом не выступает против атомной энергетики.

В докладе Международного агентства по атомной энергии от февраля 2014 года содержится ряд связанных с данным проектом предупреждений в адрес турецкого правительства. Однако, как утверждает Толга Таныш (Tolga Tanış) в статье под названием «Затерявшийся доклад МАГАТЭ» (Hürriyet, 7.12.2014), Анкара скрывает его от общественности.

Особенности данной АЭС состоят в следующем. Прежде всего она будет построена российской компанией «Росатом» по впервые применяемой на практике модели «строй — владей — эксплуатируй» и ранее не испытанному проекту. В Турции нет ни какого-либо независимого органа, который занимался бы урегулированием вопросов, связанных с ядерной энергией, ни соответствующего законодательства...

В случае аварии ответственность «Росатома» будет ограничиваться 700 миллионами евро, остальные риски лягут на плечи Турции. Сегодня говорится о том, что по такой же схеме Россия может построить еще одну АЭС в нашей стране. В случае реализации программы ядерной энергетики, на которой настаивают в Турции под предлогом возможности диверсифицировать энергоресурсы, энергетическая зависимость Турции от России только увеличится.

Ядерная энергетика и связанные с ней беды — уже на пороге. С другой стороны, судя по опросам, против атомной энергии выступают две трети населения Турции. Будем надеяться, что народ не допустит реализации таких проектов.