Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему роль защитницы Израиля должна перейти от Америки к России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гарантия безопасности Израиля — это священный, незыблемый краеугольный камень внешней политики США. Но так ли важно, чтобы именно Америка обеспечивала защиту Израиля? Возможно, этим странам стоит сделать перерыв и позволить какому-либо другому государству взять на себя роль защитника Израиля в мире — по крайней мере, на некоторое время. Очевидным вариантом в данном случае является Россия.

По причинам нравственного, исторического и стратегического характера США долгое время поддерживали Израиль. Израиль является основным получателем американской помощи иностранным государствам и имеет доступ к первоклассному американскому оружию, о котором его соседи могут только мечтать. Но важней всего то, что США — единственная в мире сверхдержава — являются главным защитником Израиля, как в военном отношении, так и в ООН.

Гарантия безопасности Израиля — это священный, незыблемый краеугольный камень внешней политики США. Но так ли важно, чтобы именно Америка обеспечивала защиту Израиля? В настоящее время отношения США и Израиля переживают сложный период, и, возможно, пришло время этим странам переоценить значение их особых отношений. Возможно, этим странам стоит сделать перерыв и позволить какому-либо другому государству взять на себя роль защитника Израиля в мире — по крайней мере, на некоторое время.

Очевидным вариантом в данном случае является Россия.

Сегодня Россия уже не та мировая сверхдержава, какой она была прежде, но она все еще достаточно сильна. Основная цель президента России Владимира Путина, очевидно, заключается в том, чтобы снова сделать свою страну великой, чтобы другие государства боялись и уважали ее. Преследуя эту цель, он вложил колоссальные средства в восстановление военной мощи России, в том числе в ее огромный ядерный арсенал. Если Россия согласится, Израиль может быть уверен в том, что он получит современное оружие и достаточную ядерную поддержку, чтобы до смерти напугать любого своего врага.

Во-вторых, несмотря на то, что история отношений России с евреями была довольно мрачной — вспомним погромы — современная ситуация выглядит гораздо более благополучной. Советский Союз стал одной из первых стран, официально признавших Израиль в 1948 году, и, несмотря на множество разногласий — с 1967 по 1991 год в дипломатических отношениях между этими странами наблюдалось серьезное отчуждение — Путин приложил усилия к тому, чтобы улучшить двусторонние отношения. В 2005 году он посетил Израиль, что стало первой поездкой российского или даже советского лидера в эту страну, а затем вновь приехал туда в 2012 году на открытие памятника еврейским солдатам, сражавшимся в Красной армии во время Второй мировой войны.

Существует масса причин для того, чтобы наладить отношения между Израилем и Россией, однако главной из них является то, что за последние 20 лет Израиль стал значительно более русским. Путин очень беспокоится о положении русских людей, где бы они ни жили, и он готов пойти на вторжение на территорию других государств ради защиты их интересов. В настоящее время 15% израильтян — это эмигранты из бывшего Советского Союза.

Многие представители экс-советской диаспоры в Израиле, которая насчитывает около миллиона человек, до сих пор говорят на русском языке, общаются с другими эмигрантами из России, читают русскоязычные газеты и часто посещают места, где обслуживают русскоязычных граждан Израиля. Примерно треть из них, 300 тысяч человек, считаются евреями по израильскому Закону о возвращении — то есть хотя бы один из их прародителей должен быть евреем, но не по законам религиозных властей Израиля, а это значит, что они не имеют права жениться и быть похороненными на территории Израиля, несмотря на то, что они граждане этой страны.

Путин и правительство Израиля придерживаются одинаково жесткой позиции по отношению к исламистским повстанческим силам и терроризму. Некоторое время назад считалось, что Россия скорее поддерживает Палестину, однако Путин в заметно большей степени поддерживает наступление Израиля на палестинцев, чем его предшественники. Более того, Израиль отказался поддержать США и Европу в их критике жестокого наступления Путина на мусульманских боевиков в Чечне и даже его вторжения в Грузию и на Украину.

Достаточно ли этого, чтобы предположить, что Россия может стать следующим защитником Израиля? Вероятно, нет, но существуют и другие мотивы, и главные среди них — это деньги и престиж.

Путин очень хочет, чтобы Россия снова стала мировой державой, чтобы она снова могла влиять на ключевые глобальные решения. Страна, которая защищает Израиль, гарантированно получит место за столом переговоров по многим важнейшим вопросам мировой политики. Взятие Израиля под защиту имеет такой же или даже больший смысл, чем проведение Зимних Олимпийских игр в черноморском курортном городе или подкуп чиновников ФИФА ради статуса страны-хозяйки Чемпионата мира по футболу. Россия вынуждена бороться с последствиями низких цен на нефть и западных санкций, поэтому она ищет новые рынки для продажи своего оружия. Между тем, Израиль — это щедрый покупатель с огромным оборонным бюджетом.

Если Россию удастся убедить, что взятие ответственности за Израиль может означать поражение Вашингтона, это, вероятнее всего, окончательно скрепит сделку. И в некотором смысле это будет довольно горькая пилюля, которую США придется проглотить.

«Если бы Россия смогла доказать, что она находится на стороне Израиля и выступает против джихадистского террора на Ближнем Востоке, — пишет Линкольн Митчелл (Lincoln Mitchell) в New York Observer, — американским президентам стало бы гораздо труднее вводить санкции против России и принимать ее соседей в НАТО против воли Москвы, если американский народ — даже если это будет достаточно многочисленное меньшинство — посчитал бы Россию надежным другом еврейского государства».

Однако передача ответственности за безопасность Израиля России принесет пользу как США, так и всему миру. В настоящий момент Москва является главной защитницей президента Сирии Башара аль-Асада (Bashar al-Assad) и Ирана — то есть двух государств, которые враждебны по отношению к Израилю. Россия вовсе не обязательно прекратит поставлять в Иран и Сирию оружие и оказывать им политическую поддержку, однако ей придется несколько уменьшить объемы этой помощи.

И хотя Россия была не слишком активным участником палестино-израильских мирных переговоров, США, очевидно, уже устали играть роль главного посредника. Возможно, стороны конфликта посчитают Москву честным посредником, учитывая ее поддержку палестинцев в прошлом. Если этого не случится, то Израиль, по крайней мере, сможет более свободно применять силу на палестинских территориях, не опасаясь того, что его главный партнер в мире обвинит его в нарушении прав человека.

Израиль и США связывает долгая и тесная дружба, но, как говорится в известной песне, «каждому нужно немного времени на отдых». Нет никаких причин полностью разрывать отношения — Россия и Израиль уже налаживают отношения, а США никогда не станет врагом Израиля — однако если перегруппировка на Ближнем Востоке всем принесет только пользу, не стоит цепляться друг за друга исключительно из-за ностальгии.

Политика США в отношении Израиля была удивительно последовательной в течение многих десятилетий. Однако к ней не стоит относиться как к заповедям, вырезанным на скрижалях.