Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Welcome to Estonia, Мишико!

© коллаж ИноСМИВизит в Эстонию президента Грузии Михаила Саакашвили намечен на 20 января
Визит в Эстонию президента Грузии Михаила Саакашвили намечен на 20 января
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит в Эстонию президента Грузии Михаила Саакашвили, намеченный на 20 января, должен вызвать большой интерес хотя бы потому, что он прочтет в Таллине лекцию. Тема лекции пока неизвестна, но надеюсь, что она будет посвящена технологиям "цветных революций".

Визит в Эстонию президента Грузии Михаила Саакашвили, намеченный на 20 января, должен вызвать большой интерес хотя бы потому, что он прочтет в Таллине лекцию. Тема лекции пока неизвестна, но надеюсь, что она будет посвящена технологиям "цветных революций". От кого, как не от лидера грузинской "революции роз", можно во всех подробностях услышать об этом классическом воплощении постмодернизма в политике.

В сущности, эпоха политического постмодернизма началась еще в 30-е годы прошлого века, когда лидером "коричневой революции" стал обладатель большого художественного таланта, конвертированного в политику, повелитель толпы — Адольф Гитлер. Именно с него началась эпоха настоящих постмодернистских комедиантов, апеллирующих к иррациональным началам, к подсознанию человека. С тех времен идет постепенное отмирание рациональных принципов Просвещения, которые ранее доминировали в политике.

Нельзя сказать, чтобы идеи Просвещения сдавались без борьбы. Даже казавшиеся радикально революционными течения, вроде русского большевизма, опирались на свои внутренне рациональные тексты ("Коммунистический манифест", "Капитал"), которые, в свою очередь, интерпретировали идеи Просвещения, а зачастую уходили и в глубины религиозной традиции. Не секрет, что заповеди коммунизма во многом формально следовали Нагорной проповеди.

Сейчас совсем другие времена. Одним из основных инструментов "цветных революций" является искусственное конструирование реальности, карнавальность. Это свойственно для всех обществ, переживающих острый слом привычных норм жизни. Появление "карнавальной культуры" во времена позднего Средневековья отлично показал Михаил Бахтин. В частности, ключевую фигуру шутовского "майского короля", который парадоксальным образом превращается в настоящего держателя власти, в то время как настоящий король выглядит шутом.

Но позднее Средневековье не идет ни в какое сравнение с возможностями манипуляции массовым сознанием, открывшимися в ХХ веке с появлением мощных средств массовой информации, и, прежде всего, телевидения. Собственно говоря, само понятие "массовое сознание" появилось именно в прошлом веке.

Классическим образцом сочетания карнавала с манипуляцией массовым сознанием стал киевский Майдан Незалежности. "Майские короли" Ющенко и Тимошенко на сто процентов использовали конструирование "своей" реальности в сочетании с "деконструкцией" старой общественной матрицы (термин одного из гуру постмодернизма Жака Деррида), именно с помощью телевидения. Причем "ТВдьявол" как конструктор параллельной реальности является большой проблемой не только в переходных обществах, но даже в устоявшихся системах. Так, Умберто Эко яростно критикует за игры с манипуляцией массовым сознанием итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони, установившего контроль почти над всеми итальянскими телеканалами.

Непрерывный карнавал на Майдане транслировался как единственная реальность Украины. При этом подавляющая часть населения страны продолжала заниматься своими повседневными делами, не имеющими никакого отношения к Майдану — но это уже не имело никакого значения. Виртуальная реальность становится единственной, и формирует представление о мире.

Однако отказ от старых общественных матриц еще не означает появления новых. Ни в Грузии, ни на Украине, ни в Киргизии "цветные революции" не имели никаких серьезных позитивных программ развития общества. Да и требовать этого от "карнавала" было бы просто нелепо.

Одним из главных развлечений постмодерна является флешмоб ("мгновенная толпа"). Хотя идеологи флешмоба декларируют его полную аполитичность, политтехнологи с успехом использовали его в политических акциях. Так как атомизированная масса людей без разрушенных сакральных "текстов" (моделей поведения) является именно толпой, выполняющей абсурдные действия (например, вандализм), направить ее можно в любую сторону.

В интересной работе, посвященной "цветным революциям", Сергей Кара-Мурза приводит пример из, казалось бы, далекой от "цветных революций" точки — острова Гаити. Сначала гаитянские генералы, сплошь выпускники американских военных академий, устраивают с помощью толпы избиения либеральных демократов, а через некоторое время, по указке консула США, та же толпа устраивает избиение членов военной хунты. Похожая ситуация в Грузии: практически одна и та же толпа заставляет уйти в отставку Шеварднадзе, а потом пытается свергнуть Саакашвили. Украина тоже продолжает свой карнавал: Кучма, Янукович, Тимошенко, Ющенко. Сакральные "тексты" утрачены, соответственно, царят не идеи, а политтехнологии.

Исчезновение принципа историзма в эпоху постмодернизма приводит к абсолютной невозможности рациональной реконструкции исторического развития и к неограниченной множественности его интерпретаций. Это происходит вместе с разрушением самой традиционной системы школьного обучения. "Дети Интернета" увлечены совершенно абсурдными, но эстетически привлекательными интерпретациями истории. Когда они становятся взрослыми, то оказываются той самой атомизированной толпой, не объединенной никакими корнями. Более благодатного поля для "цветных революций" трудно себе представить.

Саакашвили приезжает в Эстонию в период, который чреват большими переменами. Его лекцию о технологиях "цветных революций" прослушали бы с большим вниманием как ярые сторонники национального государства, недовольные "продажей суверенитета" Евросоюзу, так и мечтающие о переменах активисты русского движения. Только вот очень сомнительно, что лекция будет посвящена этой интересной проблематике.