Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто и зачем разбрасывал камни в Вецриге?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПоследствия массовых беспорядков во время акции протеста оппозиции в Риге
Последствия массовых беспорядков во время акции протеста оппозиции в Риге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несколько лет назад, во время протестов против перевода средней школы нацменьшинств на латышский язык, одного левого политика вызвали в прокуратуру.

Несколько лет назад, во время протестов против перевода средней школы нацменьшинств на латышский язык, одного левого политика вызвали в прокуратуру. Не повесткой, "дружеским" звонком. Разговаривал с ним зам генерального: "Вы же немолодой человек, неужели вы хотите оказаться в тюрьме?" Запугивал. На следующий день в центре Риги должна была состояться массовая демонстрация, и Генпрокуратура готовилась…

 

Ведь могут же, если захотят. Другое дело, что по событиям годичной давности правоохранительные органы ЛР не проявили ни малейшей инициативы в деле установления и наказания подлинных виновников погрома в Вецриге. А они–то происходили из самых что ни на есть респектабельных кругов.

 

Критическая масса агрессивно настроенной общественности появилась вечером 13 января 2009 года на улицах Старого города не сама по себе. Люди пришли на митинг, официально заявленный политической партией Sabiedrība Citai Politikai. Антураж был соответствующий лучшим стандартам "песенной революции": на сцене хоры и профессиональные актеры, трансляция вживую по государственному радио. И — практически никакого собственного обеспечения безопасности. Разумеется, лидеры SCP — бывший министр иностранных дел Артис Пабрикс и бывший министр экономики Айгарс Штокенбергс — не бог весть какие доки по части уличных акций, но минимально о последствиях подумать могли бы.

 

Вопрос о том, должны ли они были нести ЮРИДИЧЕСКУЮ ответственность за самоустранение от деструктивных последствий собственного политического пиара, кажется риторическим. В любом нормально функционирующем государстве прокуратура и суд моментально поставили бы SCP под закрытие, а в отношении его лидеров завели бы уголовные дела. Расхожим стереотипом является мнение о некой более высокой, нежели у славян, политической культуре балтийских народов — на сей раз беспорядки в Риге, а затем в Вильнюсе этот тезис опровергли…

 

Прокуратура, чье руководство уже довольно давно держит нежную дружбу с Jaunais aiks, не сделала против SCP ничегошеньки. Более того, Пабрикс и Штокенбергс не понесли даже ПОЛИТИЧЕСКУЮ ответственность — например, их не вывели из состава "престижных" комиссий парламента, где они заседают. Хотя вот вашего автора подвергли подобной процедуре в 8–м сейме за исключительно ненасильственное деяние — показ российского фильма об истории Латвии.

 

Более того. По факту подстрекатели погромов 13 января приняты нынче в "честную компанию" — объединение Vienotība, которое намерен возглавить лично Валдис Домбровскис. Это, простите, как будто бы Каспаров с Лимоновым были бы приняты в политсовет "Единой России".
Но у Латвии своя специфика. И заключается она в том, что сразу же после выборов в 9–й сейм недовольные их результатами партии прозападной ориентации (вначале Jaunais laiks, затем Pilsoniska savienība) взяли курс на перехват власти ВНЕпарламентским путем. "Первой ласточкой" в этом отношении стала полузабытая ныне "революция зонтиков", впервые выкинувшая лозунг Nost ar Saeimu, затем сага со снятием Алексея Лоскутова с начальников KNAB и, наконец, январский разгром "Старушки". Последний увенчался снятием с поста премьера Ивара Годманиса и триумфальным возвращением во власть Jaunais laiks.

 

SCP же была использована в качестве своеобразного "тарана", которого не жалко: собственной фракции у них в сейме нет, и два формально независимых депутата погоды не делают. То, что эта партийка представляет собой "величину за запятой", показали и выборы в Рижскую думу, где многократно прославленный либеральными СМИ кандидат в мэры г–н Лоскутов показал более чем скромные результаты. Зато во главе правительства, держа под тотальным контролем весь финансово–экономический блок, утвердилась группировка Репше — Домбровскиса — Кампарса, представляющая собой самый что ни на есть коллаборантский проект Запада, лишающий Латвию последних остатков суверенитета. Трудно предположить, что было бы, если бы премьером оставался Годманис, но отчего–то кажется, что расшаркивания перед МВФ было бы меньше. Характер был у него…

 

Технологии "цветных" переворотов, отлично апробированные на пространстве бывшего СССР, редко дают сбой. В нашем случае подлинные режиссеры ловко спрятались за спинами статистов. Год назад всем было показано, что громили ликероводочный магазин. А на самом деле — в стране меняли власть. Остается надеяться, что подобная "процедура волеизъявления", не прописанная в Сатверсме, не превратится в национальную традицию.