Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
США должны занять более жесткую позицию по балтийскому ревизионизму

Почему США молчат, пока европейские страны резко осуждают отрицание Холокоста чиновником литовского правительства?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЦеремония зажжения свечей в память жертв Холокоста
Церемония зажжения свечей в память жертв Холокоста
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отставка историка Петраса Станкераса с поста «старшего специалиста» литовского Министерства внутренних дел, произошедшая в конце прошлой недели, не привлекла к себе внимания в США, но скандал, приведший к его решению отказаться от этой работы, должен стать важным предупреждением для Вашингтона, особенно для Госдепартамента и посольства США в Вильнюсе.

Отставка историка Петраса Станкераса (Petras Stankeras) с поста «старшего специалиста» литовского Министерства внутренних дел, произошедшая в конце прошлой недели, не привлекла к себе внимания в США, но скандал, приведший к его решению отказаться от этой работы, должен стать важным предупреждением для Вашингтона, особенно для Госдепартамента и посольства США в Вильнюсе.

История началась две недели назад, когда 8 ноября в популярной еженедельной газете Veidas была опубликована статья Станкераса, посвященная 65-й годовщине начала Нюрнбергского трибунала, в которой тот описал судебный процесс, как «очевидно ошибочное судебное расследование» и выступил с открытым и недвусмысленным отрицанием Холокоста. По словам теперь уже бывшего правительственного чиновника, одной из крупнейших ошибок Нюрнбергского трибунала стало то, что он «предоставил законное обоснование для легенды о шести миллионах предположительно убитых евреев, хотя у судей не было ни единого документа за подписью Гитлера, в которых бы шла речь об уничтожении евреев (ни одного документа, если таковые вообще существуют, не найдено и по сей день, хотя за них и обещана награда в миллион долларов)».
 
Хотя столь вопиющее отрицание Холокоста никогда не было нормой в Литве, являющейся добропорядочным членом Европейского Союза и НАТО, любой, кто следил за политикой правительства по вопросам, связанным с Холокостом, не мог не заметить за эти годы глубоко засевшее нежелание откровенно посмотреть в лицо прошлому, особенно широкомасштабному сотрудничеству местных пособников нацистов в массовых убийствах евреев, в первую очередь в самой Литве, но также и за ее пределами. Начиная с отвратительной неспособности наказать хоть кого-то из литовцев, принимавших участие в уничтожении евреев, и заканчивая очевидной тенденцией, наблюдающейся в книгах и учебниках по истории, скрывать или минимизировать местное соучастие в преступлениях Холокоста, а также полнейшим провалом по вопросу о реституции, литовское общество еще даже не начало говорить правду о своей истории, связанной с Холокостом, и откровенно разбираться с ее последствиями.

Что еще хуже, Литва стала лидером злокозненной кампании, пытающейся исказить историю Холокоста с помощью признания того, что преступления коммунистов были такими же ужасными, как и преступления нацистов. Эта фальшивая равноценность несправедливо лишит Холокост его общепринятой уникальности и исторической значимости, превратив худший случай геноцида в человеческой истории в одну из ее многих трагедий.

Все это развивалось по нарастающей в последние годы, практически без какой-либо оппозиции и противостояния, как внутри Европейского Союза, так и в НАТО, однако статья Станкераса оказалась катализатором перемен в Европе. В письме, подписанном послами в Литве шести членов ЕС  – Британии, Эстонии, Франции, Финляндии, Нидерландов, Швеции и Норвегии, – содержится не только недвусмысленное и решительное порицание отрицания Холокоста и отсутствия какого-либо общественного или официального протеста в Литве, но и, впервые говорится об открытом осуждении литовских усилий по созданию фальшивой равноценности между преступлениями нацизма и коммунизма. В письме осуждается недавнее решение клайпедского суда, разрешившего использование свастик, «как традиционного литовского символа», а также порицаются «сомнительные попытки… приравнять уникально злонамеренный геноцид евреев с советскими преступлениями против Литвы, которые, хотя и были большими по величине, не могут быть сравнимы ни по намерению, ни по результату».

Эти хорошо сказанные слова вызывают очевидный вопрос по поводу позиции США по этому вопросу. Почему американский посол также не подписал это письмо? Разве Соединенные Штаты, мировой лидер в области поминовения и изучения Холокоста, не возражают против отрицания и искажения Холокоста?

Это, конечно, риторический вопрос, но, по какой-то причине, американские дипломаты ведут себя очень осторожно, когда речь заходит о вопросах Холокоста в этой прибалтийской стране. В ходе апрельского визита в Вильнюс Ханна Розенталь, специальный посол США по борьбе с антисемитизмом, не упомянула в своей речи продвижение литовцами выдумки о том, что коммунизм равняется нацизму, и США также отмолчались по поводу Пражской декларации, этого манифеста движения фальшивой симметрии, опубликованной еще в июне 2008 года.

По иронии судьбы, на этой неделе посольство США в Вильнюсе проводит для литовских учителей специальный семинар по изучению Холокоста, профинансированный с помощью гранта, о котором Розенталь объявила в ходе своего весеннего визита в Литву. Судя по опубликованной программе семинара, Пражская декларация не видится кому-либо поводом для беспокойства. Почему нет? Тот факт, что Вашингтон игнорирует вопиющее искажение исторических событий Второй мировой войны, лишь придает смелости тем, кто посвятил себя категорическому отрицанию Холокоста.