Визит президента Латвии в Москву даст зеленый свет грандиозному проекту - пуску скоростного поезда, который свяжет столицы наших стран. Эта еще вчера казавшаяся фантастической идея начинает стремительно обретать реальные очертания. Президент ГАО Латвийская железная дорога Угис Магонис (на снимке) назвал это огромным достижением визита президента Затлерса в Москву и отметил, что значение этого проекта, если он будет реализован, для развития не только железной дороги, но и всей страны трудно переоценить.

Успешные переговоры


- Как в целом прошла ваша поездка в Москву вместе с президентом Затлерсом?


- Визит был очень успешным. Я сопровождал латвийского министра сообщения Улдиса Аугулиса, который был представлен руководству транспортной отрасли России - министру транспорта и связи Игорю Левитину и главе Российских железных дорог Владимиру Якунину.

Важные результаты были достигнуты на встрече между нашими министром экономики Артисом Кампарсом и сообщения Улдисом Аугулисом и российским министром Игорем Левитиным.

- Вы собирались говорить, в частности, об увеличении пропускной способности приграничных станций...

- Да, это была одна из важных тем. Наше сотрудничество с Россией развивается все более и более успешно, но есть ряд вопросов, которые нужно разрешить, чтобы идти дальше.

Речь идет об улучшении инфраструктуры железной дороги и увеличении пропускной способности приграничных станций с тем, чтобы она была примерно одинаковой с обеих сторон.

Нас, разумеется, интересовал российский импорт и экспорт. Важным был и вопрос транзитных тарифов, например, для грузов из Казахстана и в Центральную Азию.

Переговоры прошли успешно, а увенчались настоящей сенсацией. Реальность обрел проект, еще недавно казавшийся фантастическим, - запуск скоростного поезда Рига - Москва.

Новый поворот

- Этой темы не было в повестке дня?


- В ходе работы комиссии мы говорили с господином Левитиным об улучшении пассажирского сообщения между Ригой и Москвой - увеличении скорости движения поездов, сокращении стоянки на границе. Наша позиция была такова: этого нельзя добиться без улучшения инфраструктуры, что поможет и развитию нашего основного бизнеса - грузовых перевозок.

Латвийская сторона не в первый раз поднимает эту проблему, но тут наши интересы счастливо совпали с российскими.

Дело в том, что сообщение между городами, в которых будет проходить чемпионат мира по футболу - 2018, будет осуществляться скоростными поездами, для которых планируется построить сеть железных дорог.

Нам очень помог пример поезда «Аллегро» (Санкт-Петербург - Хельсинки), на открытии маршрута которого я недавно побывал. (Угис Магонис рассказывал об этом «Часу» в канун поездки в Москву, подчеркивая важную роль скоростного сообщения. - Прим. авт .).

Встретившись с господином Левитиным в ходе межправительственной комиссии, я спросил, как он оценивает этот проект, ведь он принимал участие в открытии скоростного маршрута. Министр назвал его позитивным и ценным. И потому у меня родился следующий вопрос: почему такой поезд не может ходить в Ригу?

По нашей инициативе на переговорах в Москве был сделан вывод, что проект скоростного поезда - это интересная тема, достойная изучения и развития. Латвийская столица отлично подходит на роль транзитного пункта для болельщиков и туристов из Великобритании, Западной Европы. И вскоре эта тема получила стремительное развитие.

Когда в понедельник вечером после встречи президентов двух стран на приеме у посла Латвии в России мы беседовали с первым вице-президентом Российских железных дорог Вадимом Морозовым, к нам присоединился Игорь Левитин. И сообщил, что наши намерения пустить скоростной поезд между Ригой и Москвой получили поддержку президента Медведева, который дал задание обеспечить открытие этого маршрута до 2018 года.

- Речь идет о прокладке параллельной железнодорожной линии?

- Да, широкой колеи очень высокого качества - только для пассажирских поездов.

Новый транспортный коридор

- Что это значит для Латвии?


- Если проект будет реализован - а мы сделаем для этого возможное, - это будет означать, что из центра Риги в центр Москвы можно будет попасть за шесть-семь часов. Это увеличит удобства для пассажиров, расширит горизонты нашей транспортной системы, в том числе аэропорта.

Но самое главное: при серьезной поддержке на самом высоком уровне РФ создается новый транспортный коридор. Ведь до прошлой недели в генеральном плане развития Российских железных дорог до 2030 года на месте Балтии было белое пятно, что значило - бизнес с нами носил эпизодический характер и в долгосрочной перспективе не рассматривался.

Сейчас же ситуация радикально изменилась. Дан ясный сигнал: в Ригу есть смысл вкладывать деньги, в порты можно посылать грузы, потому что это направление имеет перспективу - теперь Россия от него не откажется.

- Кто будет финансировать этот дорогостоящий проект?


- Есть возможность привлечь Европу, которая заинтересована в тесном сотрудничестве с Россией, для чего создается ряд транспортных коридоров, и скоростной поезд Рига - Москва мог бы стать одним из них. Россияне считают, что нужно говорить с компаниями, имеющими сильное лобби в Европе и интересы в России, например, с производителями скоростных поездов.

- Когда возьметесь за дело?

- Уже на этой неделе мы начинаем изучение технических возможностей для реализации проекта. Предстоит оценить объем работ, его стоимость. Работать будем в тесном контакте с россиянами, уже имеющими опыт запуска скоростных поездов.

- Отличные новости к Новому году!

- Думаю, нам еще только предстоит осознать грандиозное значение этого проекта, который может сделать Латвию мостом между Востоком и Западом, которым она всегда мечтала стать.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.