Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лукас: Литва создала имидж непрогнозируемой страны

© http://edwardlucas.com/заместитель редактора The Economist Эдвард Лукас
заместитель редактора The Economist Эдвард Лукас
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Литва создала имидж непрогнозируемой страны, утверждает обозреватель британского еженедельника The Economist Эдвард Лукас. В интервью агентству BNS он сказал, что в прошлом Литва была слишком лояльна США, а в последнее время якобы испортила все в своей внешней политике – отношения с поляками, евреями, американцами и ЕС.

Литва создала имидж непрогнозируемой страны, утверждает обозреватель британского еженедельника The Economist Эдвард Лукас. В интервью агентству BNS он сказал, что в прошлом Литва была слишком лояльна США, а в последнее время якобы испортила все в своей внешней политике – отношения с поляками, евреями, американцами и ЕС.

По мнению Лукаса, плохие отношения между Литвой и Польшей опасны для Латвии и Эстонии, поскольку останавливают важные региональные проекты инфраструктуры.

- После того как Эстония ввела евро, снова заговорили о том, что Эстония удаляется от других балтийских стран. Видите ли такие тенденции?

- Эстония всегда была немного впереди, но другие балтийские страны ее нагоняли. Говорили, что Эстония может вступить в ЕС, а Латвия и Литва не готовы. Но Латвия и Литва постарались и нагнали.

Не думаю, что эстонцы умнее или смелее чем литовцы. Эстонцы просто избежали плохой фискальной политики, у них никогда не было долгов, есть эффективный публичный сектор. С приходом кризиса она могла довольно быстро восстановиться. Не вижу причин, по которым этого не могут сделать другие страны.

Литва и Латвия точно могут нагнать Эстонию. В 2020 году все три страны будут в еврозоне – в этом нет никаких сомнений.

- Эстония выделяется и в других вопросах – посол Эстонии подписал письмо, в котором Литву осуждают за якобы попытки приравнять преступления советского и нацистского периода, а министр Эстонии не присоединился к инициированной Литвой криминализации отрицания преступлений коммунизма. Можно ли на основе этого говорить о разном отношении?

- У каждой страны своя история. У Литвы были сложные исторические вопросы с евреями и Польшей. У Эстонии их не было. У нее есть исторические вопросы только с Россией.

Думаю, что эстонцы обеспокоены тем, что литовцы и латыши "перезагрузят" отношения с Россией, а эстонцы останутся в стороне. Они переживают из-за, по их мнению, слишком уступчивой политики Грибаускайте по отношению к Беларуси.

Сотрудничество между балтийскими странами все еще слабое: Кубилюс едет в Москву, но заранее не разговаривает с эстонцами. Президент Латвии едет в Москву, перед визитом также ни с кем не говорит об этом. Это драматично. Не кажется, что три эти страны играли бы как одна команда.

Эстония на Западе не хочет быть страной, как-либо связанной с Холокостом. Эстонцы в ужасе от плохих общественных связей в Литве.

Цитировали слова Ажубалиса о том, что существует еврейский заговор против Литвы. Не знаю, говорил ли он об этом, может, неточно процитировали или неправильно поняли. Но заявления Ажубалиса и Грибаускайте создают впечатление, будто Литва действительно непрогнозируема, произносит странные вещи. Это вызывает у соседей беспокойство.

- Можете ли Вы прокомментировать, какие переживания в связи с "перезагрузкой" отношений с Россией и политикой в отношении Беларуси существуют?

- Литва и Латвия вместе с Италией блокируют санкции ЕС по отношению к Беларуси. Оставшиеся страны ЕС не понимают, почему две или три страны, еще и те, которые граничат с Беларусью, по их мнению, защищают режим Лукашенко. Заявление Грибаускайте в Минске, в котором она поддержала кандидатуру Лукашенко, было с ужасом воспринято за пределами.

(Примечание: литовские чиновники опровергли сообщение о том, что Литва бойкотирует санкции ЕС против Беларуси BNS).

Если оценивать с заинтересованных позиций, то можно сказать, что Литва испортила все в своей внешней политике – отношения с поляками, евреями, американцами и ЕС.

Появился абсолютно ненужный спор об истории, Холокосте.

Отношения с поляками испорчены такими заявлениями, как – "Россия по крайней мере извинилась, а вы никогда не извинялись". Поляков оскорбляет то, что их ставят в один ряд с Россией. Очень были испорчены отношения с американцами, когда Грибаускайте не поехала на обед с Обамой, а потом публично высказалась против договора START, который для США является важнейшим вопросом. Недавно я был в Вашингтоне, там Литва - это почти ругательство. А ЕС Литва может казаться странным пробелорусским государством. Во всех этих отношениях Литва смотрится плохо.

В каждом перечисленном случае можно найти аргументы в защиту Литвы. Не думаю, что отношения между Литвой и Польшей – это лишь вина Литвы. Не думаю, что в еврейском вопросе есть только черное и белое, как пытаются представить. Что касается Беларуси, могу понять, почему Литва считает иначе. У меня также есть свои сомнения в связи с договором START. Итак, в каждом вопросе есть две стороны. Но в каждом из них Литва слишком испортила свою ситуацию, представляя свою позицию неподходящим способом.

- Если говорить о литовско-польских отношениях, то насколько значимы личности Ажубалиса и Сикорского, их личные взгляды. Насколько это серьезно?

- По сути написание имен - это мелочь, это напрямую не касается обычной жизни людей. Намного важнее вопрос о положении польского языка в школах.

В том, что касается языков нацменьшинств, прекрасно утверждены европейские процедуры, не надо делать из этого политику. Валлийский язык в Уэльсе, каталонский в Испании – есть масса прецедентов для разумного решения таких вопросов без ссор. Это политическая неудача министров иностранных дел, если они не сумели этого сделать.

Лично я предложил бы заняться этим премьер-министрам, поскольку Кубилюс и Туск довольно неплохо ладят, быть может передать в ведение министрам просвещения.

Но я настроен невесело. Это самые худшие отношения между двумя странами ЕС – хуже чем отношения между Венгрией и Словакией и Венгрии с Румынией. Нет такой пары стран ЕС, отношения между которыми были бы хуже, чем между Литвой и Польшей.

Польша чувствует себя обманутой. Их аргумент – "Литва обещала решить это почти 20 лет назад, а мы все ждем". Литовская сторона может придумать контраргумент, сказать, что предложения Литвы хорошие, а обещания 1991-1992 гг были слишком поспешными. Но факт в том, что рядовой польский политик убежден, что Литва хочет олитовчить некоторых людей, которые, по их мнению, являются поляками. Современная Европа не так решает проблемы. Польше Литва порядком надоела. Не знаю, осознают ли литовцы, что это во вред и им и их северным соседям.

- Как бы Вы оценили позицию Грибаускайте по отношению к Беларуси?

- Дипломатия существует на двух уровнях – публичном и частном. Ранее Литва успешно поддерживала очень хорошие частные отношения с белорусским режимом. Это довольно сподручно, всем приемлемо. Бразаускас мог по телефону поговорить с Лукашенко – это была страна, с которой Лукашенко поддерживал отношения. И это хорошо.

У меня вызывает беспокойство то, что Грибаускайте создала впечатление, что ее публичная политика – поддержка Лукашенко. На Западе ее считают пробелорусски настроенной. А это очень плохо. Плохо по сути, поскольку Лукашенко очень плохой человек – за последние 15 лет пропали 8-10 человек, они были убиты. Сейчас в Беларуси больше политических заключенных, чем в других странах СНГ вместе взятых. Грибаускайте противопоставляет себя европейскому консенсусу в отношении к режиму.

- Грибаускайте выразила беспокойство в связи с договором START между США и Россией. Вы сказали, что сомнения есть и у Вас. Есть ли, по Вашему мнению, у Литвы основания для беспокойства?

- Важнейший гарант безопасности Литвы – это Альянс. Желание Америки защищать Европу - вот, что важно.

Не надо забывать, что эта администрация – а не администрация Буша – протолкнула план обороны балтийских стран. За это балтийские страны и Польша должны быть благодарны администрации Обамы.

Наибольшую опасность для балтийских стран представляло конвенционное оружие, Россия могла бы оказаться здесь через 12 часов. Обама с этой проблемой покончил. Нет угрозы балтийским странам, поскольку есть убедительный план по их обороне.

Трудно охарактеризовать, насколько неподходящими были слова Грибаускайте. Когда ратификация договора START видела на волоске одного-двух голосов, она дала республиканцам то, чего они хотели, слова одного из лидеров Восточной Европы – "это не в наших интересах". Этого не сказал никто в Польше, в Чехии, в Словакии или Эстонии. И тут приходит Грибаускайте и произносит – "я не намерена поднимать бокал за то, что нехорошо для Литвы". Если бы она изложила разумную позицию, ее нельзя было бы оспорить.

Но то, что она сказала, не соответствует фактам. Она сказал – "это не охватывает тактическое ядерное оружие". Но ведь именно поэтому договор называется START - договор об ограничении стратегических наступательных вооружений.

- Как это сказалось на имидже Литвы в Вашингтоне?

- Трагедия в том, что Литва в прошлом была слишком лояльна Америке в деле секретной тюрьмы в Антавиляй. Эстония и Латвия этого не делали – испытали большое давление, но не делали. Литва зашла очень далеко, будучи беспрекословным союзником США, я бы сказал, зашла слишком далеко. Так действовали с целью заработать большой политический капитал, заслужить любовь Америки.

Сейчас этого нет. Риск, на который Литва пошла ранее, забыт. Американские чиновники сейчас помнят о Литве, как о помешанном странном государстве. Один из них сказал мне – "единственный способ Грибаускайте попасть в Белый Дом – это через вход для туристов". Это трагедия. Какой большой ущерб нанесен важнейшим стратегическим отношениям! И ради чего? Что Литва получила? Не вижу ничего.