За последние 3-4 года произошло много изменений в общественном сознании, поэтому старые подходы уже не работают и прежнее понятие «интеграция» девальвировалось. Уже часто можно слышать, что это слово пора убрать из нашего лексикона, когда речь идет о постоянных жителях страны, а не о вновь прибывших, говорит вице-канцлер Министерства культуры ЭР Анне-Ли Реймаа.О новых подходах к развитию в стране гражданского общества рассказала вице-канцлер Министерства культуры ЭР Анне-Ли Реймаа.

- В этом году, в августе, будет отмечаться 20-летие восстановления независимости Эстонии. Столько же лет идет и формирование нового общества, обновившегося с появлением нового поколения. Но остались и старые проблемы, описываемые в государственных программах интеграции, принятых за эти годы. Они не устарели со временем?

- Тогда, после восстановления государственной независимости, только предстояло провести большую работу по строительству нового общества в условиях наступившего мирного демократического времени. И это касалось всего общества, а не только исторически сложившихся в нем двух больших общин по национальному признаку.

Если оглянуться не на 20 лет назад, а на 10 и меньше, то можно отметить, что за последние 3-4 года произошло очень много изменений в общественном сознании и в целевых группах. Например, уже ясно проглядывается двустороннее движение в этом процессе эстонцев и представителей национальных меньшинств, о чем так много в начале только говорилось. Поэтому старые подходы уже не работают и прежнее понятие «интеграция» девальвировалось. Уже часто можно слышать, что это слово пора убрать из нашего лексикона, когда речь идет о постоянных жителях страны, а не о вновь прибывших.

Но дело, конечно, не только в терминологии. В прежних интеграционных программах было слишком много — более 150 направлений - в образовательной и культурной, социальной и экономической, правовой и политической областях. В результате проведенных исследований и консультаций с коллегами из национальных обществ и министерств, изучения зарубежного опыта, мы оставили для новой программы 50 направлений, сделав схему проще и логичнее.

- Какой сегодня главный вызов?

- Если коротко, то главный новый вызов — это переход от количества к качеству, с учетом и быстрого качественного изменения самого общества, что мы все реально видим и ощущаем.

Любая схема интеграции должна быть в первую очередь предназначена для информирования каждой из сторон, участвующих в этом процессе. Об их культуре, высказываемых мнениях, чтобы лучше узнать друг друга.

Параллельно с этим осуществляется и разрабатывается ряд программ, дающих практические возможности для взамодействия и лучшего взаимопонимания эстонской и русской общин.

Достигается это во многом и благодаря более тесному знакомству с культурой Эстонии и многообразием национальных культур проживающих в Эстонии народов. Потому что, чем меньше культурная дистанция между людьми, тем больше у всех появляется возможностей для общения и взаимопонимания. И мы постоянно напоминаем нашим музейным работникам, библиотекарям и другим коллегам, чтобы они теснее сотрудничали со школами, организациями национальных меньшинств и в большей мере использовали имеющиеся значительные ресурсы для взаимного обогащения общества культурными знаниями. И чем больше здесь будут видеть конкретного человека, тем меньше будет культурных разногласий, а общий процесс адаптации станет интересным и естественным для всех.

- Какими конкретными подходами будет достигаться новое качество работы и что для этого уже предпринимается?

- Первое, что нужно отметить, это отказ от бессмысленной работы. А для этого необходимо четко определиться с количеством направлений и индикаторов. Такой подход приходит с пониманием, что работа ведется не с какой-то абстрактной массой людей, а, еще раз подчеркну, с конкретным человеком, с его индивидуальными проблемами и потребностями. Из них складываются и совокупные проблемы всего общества. Конечно, знание эстонского языка важно, но нужны и человеческие отношения, взаимопонимание между всеми людьми, без которых общения не получится.

Начать ответы на эти вопросы можно и с финансов, которых всегда не хватает, когда начинается их ежегодное распределение. Но оказалось, что лишних трат тоже слишком много, что опять же связано с устаревшими подходами, рассчитанными на пресловутую массовость и всеохватность.

В прежних программах с десятками направлений многие однотипные проекты, осуществляемые разными организациями, требовали больших затрат на административные расходы внутри самих этих организаций. На это уходило до 24% выделяемых ежегодно средств на реализацию программы интеграции из госбюджета министерств культуры и образования и других ведомств, а также поступающих из фондов Евросоюза.

Теперь целевое учреждение Фонд интеграции и миграции «Наши люди» ограничит подобные расходы за счет централизованного управления проектами и грамотного аудита. Для этого часть проектов соединили, чтобы не распылять действия организаций и средства. Ничего толкового не получится, если разбрасывать в разные стороны по зернышку на большом поле.

В результате научно-исследовательской деятельности были проанализированы различные прежние результаты и сделаны соответствующие выводы на будущее. Мониторинг по ряду направлений будет продолжен и для составления новой современной программы действий.

Принятие новых решений стало и результатом налаженной совместной работы всех министерств. В комитет по осуществлению программы интеграции входят представители из руководящего состава министерств.

На встречах два раза в год каждое министерство отчитывается о работе и выступает со своими предложениями. Это тоже новый и очень важный подход, дающий результаты, потому что министерства не зацикливаются на своих специфических направлениях, а рассматривают обсуждаемые проблемы в целом. Это дает и возможность для кооперации в организации и финансировании общих направлений, например, в изучении эстонского языка.

В постоянном режиме работает экспертная группа, в которую входят представители всех министерств. Эксперты ежемесячно проводят совещания, чтобы быть в курсе текущих проблем, связанных с темой интеграции. Особое внимание уделяется документам Еврокомиссии, поступлению и расходу средств из фондов Евросоюза Фондом интеграции и миграции «Наши люди».

Наш интерес заключается в том, чтобы в государственные учреждения и министерства поступало бы на работу больше специалистов разных национальностей, проживающих в Эстонии. Поэтому я считаю целесообразным, чтобы эти учреждения размещали объявления о работе и в русскоязычных газетах, что позволит попасть в поле зрения более широкой целевой аудитории.

Проводятся для чиновников министерств и специальные курсы по вопросам интеграции. Заодно они знакомятся друг с другом, что потом помогает им в общей работе.

- С чем связаны основные надежды на реализацию многочисленных планов в ближайшие несколько лет?

- Большие ожидания связаны с местными самоуправлениями, но здесь пока многое упирается в финансирование и административные проблемы. Роль местных самоуправлений в сфере интеграции весьма значительна, ожидаются очень интересные и содержательные дискуссии, посвященные данному вопросу. Также эта тема будет дискутироваться в правительстве и парламенте, чтобы с 2014 года можно было приступить к осуществлению новой стратегии. Дискуссия будет проходить и на базе мониторингов, проведенных в прошлые годы и планируемых на ближайшее время.

В течение 2010 года мы посетили 22 местных самоуправления по всей Эстонии и организовали специальные круглые столы, чтобы лучше понять, как на местах люди видят интеграционные процессы, что конкретно необходимо самоуправлениям для работы с людьми.. Такие планы можно осуществить, если со временем удастся делегировать часть связанных с интеграцией функций и государственных средств местным самоуправлениям .

Особое внимание уделяется Ида-Вирумаа, где больше усилий следует направить на развитие системной деятельности в этом регионе, сотрудничества между различными учреждениями. Это во многом касается и развития в Ида-Вирумаа баз профессионально-технического и высшего образования, чтобы развивать работу с молодыми людьми и сократить отток молодежи из региона, где риск безработицы и уровень бедности остаются еще очень высокими. Остается задачей и создание условий для возвращения со временем в регион уехавших на заработки или учебу молодых людей.

Одним из наших главных приоритетов всегда будет совместное участие всех жителей Эстонии в делах страны. Основной целью на предстоящий период также остается создание современных условий и среды для общения между людьми. Для нашего государства важно, чтобы общению не препятствовали национальные, социальные и прочие барьеры. Чтобы больше внимания уделялось общечеловеческим ценностям, когда речь идет о том или ином человеке.

Политики тоже могут внести большой вклад в развитие диалога между общинами и демократической дискуссии. Надо вместе больше говорить о наших насущных проблемах. Поэтому мы стараемся создавать условия для печатных и электронных СМИ, чтобы на их страницах и в эфире появлялось больше статей, дискуссий, касающихся межнациональных отношений, чтобы больше внимания уделялось позициям общества и вопросам толерантности, знакомству с различными культурными традициями. Оказывается помощь и для развития сети порталов на русском языке и появления русскоязычных версий у эстонских порталов. Большое внимание уделяется и расширению доступности информации в сфере услуг на русском языке.

Будет продолжена работа и по основным направлениям, ставшими уже обычной составляющей нашей жизни. Это школа менторов и бесплатные курсы эстонского языка для учителей, полицейских и других специалистов, детские лагеря, молодежные мероприятия и совместные культурные проекты, семинары. Надо отметить, что все больше и больше мероприятий проходят в двуязычной среде.
Мы все знаем, что у нас единая история, общие воспоминания, дела. И таких пунктов, которые объединяют общество, надо создавать больше.

Если у нас будет больше взаимопонимания, которое сейчас постоянно растет, то и все общие проблемы быстрее разрешатся. По-моему, это уже все осознали.

Для справки


С июля 2009 года, после прекращения многолетней работы Бюро министра по делам народонаселения, занимавшегося и вопросами интеграции в эстонском обществе, эту работу стало курировать Министерство культуры Эстонии. За интеграционное направление отвечает вице-канцлер Анне-Ли Реймаа, в подчинении которой находятся Отдел многообразия культур и Отдел международных отношений.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.