«Контрабанда как вода - дорогу найдет», - сказал «Часу» житель Даугавпилса, который последние годы кормит семью исключительно благодаря разным ценам в Латвии и Белоруссии на бензин. Так он прокомментировал решение Совета министров Республики Беларусь о защите потребительского рынка.

Челночный бизнес жителей латвийско-белорусского приграничья неистребим

Не виноватые мы!

Конечно, не он один недоволен ограничениями на вывоз целого ряда товаров. Да и сами жители соседней страны не прочь подработать «челноками», доставляя более дешевые товары за рубеж. 12 июня вблизи пограничного пункта Брузги белорусы перекрыли дорогу. Трасса была заблокирована в течение ночи. Некоторых протестующих задержали. А на следующий день водители перекрыли «Варшавский мост» - дорогу на соседнем пограничном пункте. Они протестуют против новых мер по ограничению вывоза бензина и многого другого.

Конечно, главной причиной исчезновения товаров стало обесценивание белорусского рубля. Похожую ситуацию мы пережили когда-то: сегодня получил зарплату, а завтра на нее можно купить уже меньше, чем сегодня. И белорусы поступают точно так же, как мы в подобной ситуации: стараются запастись впрок всем чем можно. Сахар, крупу, муку приобретают мешками. Естественно, как только появляется ажиотажный спрос, становится понятно, что цены поднимутся, начинается спекуляция.

Как рассказали жители Браславского района, во многих местах вынуждены были ввести нормы отпуска для местных жителей. Сахар, например, в сельпо каждому дают строго по два килограмма в неделю. Конечно, этого более чем достаточно, чтобы чаю с вареньем попить. Но если возникла паника, то прилавки пустеют быстрее, чем товар подвозят. В том же Браславе местная жительница, не зная, куда потратить сбережения, купила аж три холодильника белорусского производства - пусть будут, может, удастся потом продать.

Даже резкое повышение цен почти на все товары не привело к наполнению прилавков. И виноватыми в этом объявлены жители соседних стран, которые вывозят все что могут. Вообще-то поляки, например, ликуют в связи с тем, что из Латвии к ним на оптовые склады-магазины едут автобусами за покупками. Еще недавно и Белоруссия не возражала против того, чтобы покупали местные продукты и промышленные товары, тем более что многими из них склады были затоварены под завязку. Но сейчас все изменилось.

За бензином - раз в пять дней

Кстати, первыми ограничения для «челноков» ввела Латвия. Еще недавно жители приграничья по нескольку раз в день ездили в гости - и каждый раз возвращались с гостинцем в виде 10 килограммов сахара и полным баком бензина, а также с блоком сигарет. Теперь латвийская таможня разрешает посетить соседнюю страну один раз в сутки. Ограничен ввоз акцизных товаров. Например, можно с собой иметь только две пачки сигарет. Как раз после этих мер появились сообщения о том, что почти половину табачного рынка у нас составляет контрабанда. Видимо, серьезными поставками занимаются все-таки не те, кто пытается провезти несколько пачек и заработать на этом детишкам на молочишко. Последнее сообщение из таможни: обнаружена партия контрабанды - 47 тысяч сигарет. Провозили их в тайнике железнодорожного состава. А 13 июня белорусское телевидение передало репортаж о тайном трубопроводе в Витебской области, по которому горючее перекачивали за рубеж, то есть в Латвию.

Тем не менее считается, что якобы вывоз товаров в соседние государства частными лицами подрывает экономику. Поэтому Совет министров Республики Беларусь ввел жесткие ограничения - «для обеспечения экономической стабильности государства и реализации конституционного права граждан на достойный уровень жизни». Вывоз физическими лицами из Белоруссии за пределы Таможенного союза товаров сверх установленных норм допускается при условии уплаты специального сбора в размере двукратной средней цены указанных товаров.

В перечень товаров, временно запрещенных к вывозу физическими лицами, вошли бытовые холодильники и морозильники производства ЗАО «Атлант», газовые плиты (белорусско-российское совместное предприятие «Брестгазоаппарат»), цемент (ОАО «Красносельскбудматериалы», РУП «Белорусский цементный завод», РУП «Кричевцементношифер»), синтетические моющие средства (ОАО «Бархам»), крупа (в ассортименте) и макаронные изделия независимо от производителя.

Специальный сбор необходимо уплатить при вывозе свинины и мяса птицы, сахара, муки, сычужных сыров (норма вывоза - 2 кг), масла животного (1 кг), табачных изделий белорусского производства (две пачки), консервов мясных и молочных (пять банок). Бензин можно вывозить раз в пять дней - бак и канистру. Как сообщили белорусские средства массовой информации, на заправках вблизи границы машины с иностранными номерами могут получить только 20 литров бензина, причем платить надо валютой.

Жить надо всем!

Практически в каждом гаражном кооперативе Даугавпилса есть пара мест, где можно купить белорусский бензин. Звоню по заветному телефону, чтобы узнать, нет ли перебоев с горючим. И узнаю, что заправляться можно в любое время и в любом количестве. Вот только в связи с трудностями 20 литров 95-го бензина стоят не 15 латов, а на 50 сантимов дороже. Но это все равно почти на 5 латов меньше, чем на заправке. Интервью здесь, в отличие от солярки и бензина, дают неохотно. Но под честное слово и полную гарантию конфиденциальности на несколько наивных вопросов все-таки ответили.

- А как же с ограничением на продажу горючего машинам с иностранными номерами?

- Это для тех, кто едет первый раз в жизни и заправляется у незнакомого оператора. Конечно, если есть шанс, что это может быть проверяющий, то вас обслужат строго по последнему указу. Тот, кто занимается «горючкой» длительное время, имеет наработанные связи. Обычно запас помогают создать родственники или хорошие знакомые, которые тоже немного получают за хлопоты. Есть и совсем простой способ. Пять баксов в окошко - и заправляешь полный бак и канистру, столько, сколько разрешено ввезти в Евросоюз. Жить надо всем: и латгальцам, у которых нет нормальной работы, и белорусам, которых эта инфляция загоняет в бедность.

- Но разрешение вывозить бензин раз в пять дней так легко не преодолеешь…

- Да, приходится задействовать нескольких «челноков» там, где работал один. Это плохо, доход снижается. Если вы думаете, что такие «челноки» много зарабатывают, то возьмите калькулятор и подсчитайте, какую прибыль можно получить за один рейс - при условии, что там литр стоит доллар, а у нас - почти лат. Максимум 15- 20 латов за рейс. Это если провозишь еще водку, другие продукты. Теперь помножьте на шесть рейсов в месяц, как это сейчас разрешено.

- А если цены на бензин в Белоруссии и в Латвии выравняются?

- Тогда будем возить больше водки, тех товаров, которые у соседей дешевле. Контрабанда как вода - всегда найдет дорогу. Чтобы ее ликвидировать, надо в обеих странах создать нормальную экономику. И будем тогда ездить только купаться и загорать: они на наших озерах, мы - на белорусских.

Кстати

Во время недавнего визита в Даугавпилс посол Республики Беларусь в Латвии Александр Герасименко сообщил, что введение безвизового режима между приграничными регионами откладывается.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.