13 июля президент Литвы Даля Грибаускайте подписала закон, предусматривающий диверсификацию отрасли поставок природного газа. В соответствии с Третьим энергетическим пакетом Европейского Союза, закон нацелен на рост числа поставщиков энергоресурсов в Литву – на сегодняшний день российский энергетический гигант «Газпром» поставляет в страну 100% потребляемого природного газа. Однако маловероятно, что Москва будет сидеть сложа руки в то время, как прибалтийское государство угрожает ее энергетической роли и активам. Она может воспользоваться рядом инструментов, например, повышение цен, чтобы отбить у Литвы или любого другого государства ЕС всю охоту даже рассматривать подобные меры. Решение Вильнюса и контрмеры Москвы станут прецедентным делом для энергетических распоряжений ЕС в то время, как другие страны Евросоюза рассматривают возможность последовать примеру Литвы.

Анализ


13 июля президент Литвы Даля Грибаускайте подписала закон, предусматривающий выделение в отдельные компании поставок, производства и продажи природного газа. В теории этот закон соответствует принципам, описанным в Третьем энергетическом пакете Европейского Союза. В случае применения, закон будет нацелен на то, чтобы ослабить контроль российской энергетической компании «Газпром» над поставками и продажей природного газа в Литву, куда сегодня Газпром поставляет 100% потребляемого в стране газа и где компании принадлежит 37.1% акций в литовской государственной энергетической компании Lietuvos Dujos.

Вильнюс активно стремится диверсифицировать свои энергетические поставки подальше от России, но пока добиться успеха не удавалось – и принятый закон призван решить эту проблему. Однако маловероятно, что Россия легко согласится с этим решением. На самом деле, Москва ответит рядом контрмер, что, возможно, приведет к неприятному энергетическому конфликту на фоне и без того повышенной напряженности в этом регионе. Не менее важен и тот факт, что действия Литвы станут прецедентным делом для остальных стран ЕС, которые также планируют применять энергетические распоряжения блока.

Решение подписать закон не было спонтанным; Литва уже некоторое время пыталась уменьшить свою зависимость от России, развивая альтернативные энергетические проекты, самым заметным из которых стало строительство на территории страны терминала для импорта сжиженного природного газа. Однако Вильнюс сталкивается со многими препятствиями, пытаясь выполнить этот проект, немаловажным среди них является нехватка фондов. Литва неспособна самостоятельно профинансировать этот проект, что заставило ее обратиться за финансовой помощью к Европейскому Союзу и предложить двум другим прибалтийским государствам – Эстонии и Латвии – объединить усилия. Однако три страны не смогли договориться по вопросу о местоположении СПГ-терминала. Даже если Литва сможет успешно завершить проект, имеющаяся у России доля в компании Lietuvos Dujos дает ей фактический контроль над литовскими трубопроводами, а Вильнюс хочет с этим что-то сделать. (Немецкая компания Ruhrgas, являющаяся партнером Газпрома, владеет 39% акций Lietuvos Dujos и также выступает против выделения активов в отдельные компании.)

Но решение Литвы диверсифицироваться несет в себе риск российского возмездия. В прошлом Россия отвечала на подобные действия приостановкой поставок газа в Европу в политических целях – не говоря уже о внезапных поломках нефтепроводов. Однако аналитики Stratfor считают, что в данном случае приостановка поставок маловероятна. Москва ведет сложную, двойную внешнюю политику, в рамках которой старается проецировать образ сговорчивого союзника для различных европейских партнеров. Немедленное прекращение поставок поставит этот образ под угрозу, а в некоторых странах вызовет воспоминания о тех днях, когда Москва прерывала поставки газа в 2006 и 2009 годах.

Однако Россия может предпринять и множество других контрмер, самой вероятной из которых будет повышение цен на поставки в Литву. (Так как Литва была более громкогласна, чем Эстония и Латвия, в своей оппозиции действиям России в регионе, она уже платит за природный газ больше, чем ее прибалтийские соседи.) Москва также может поставить диверсификационные планы Вильнюса под сомнение и косвенным образом, усилив свое участие в энергетических проектах в прибалтийском регионе, например, ускорив строительство АЭС в Калининграде и Белоруссии. Это лишь увеличит шансы российского участия в потенциальном потреблении альтернативных источников энергии в Литве и еще больше ослабит стимулы для иностранных инвесторов принимать участие в литовских проектах.

Действия Литвы и контрмеры России станут проверкой энергетических распоряжений ЕС. Другие страны, рассматривающие возможность схожих действий – Эстония должна ввести подобный закон в октябре, и Украина также намекнула, что рассматривает такой шаг, чтобы привести свою экономику в соответствие с Третьим энергетическим пакетом – будут иметь в своем распоряжении прецедент, установленный российско-литовским конфликтом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.