Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Охота Каа

© Союзмультфильмкаа
каа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Надо быть очень наивным человеком, чтобы не видеть, что провокации в отношении давно созданного Союза поляков Беларуси - это хорошо продуманная войсковая операция спецслужб России

«Надо быть очень наивным человеком, чтобы не видеть, что провокации в отношении давно созданного Союза поляков Беларуси - это хорошо продуманная войсковая операция спецслужб России».

Старожилы блога, возможно, помнят, как в одной из самых первых статей, когда Телеграф еще только пытался заявить о себе, в пылу творческого энтузиазма у меня возникло одно аллегорическое сравнение, ставшее потом у некоторых посетителей  весьма популярным. Мне тогда показалось, что в нашей стране взаимоотношения власти и народа иногда чем-то напоминают аналогичные в знаменитом сюжете из сказки Редьярда Киплинга «Маугли», описанном автором в рассказе «Охота Каа».  Помните, после того, как на террасе заброшенного города удав Каа изобразил «Пляску Голода», он обратился к напрочь загипнотизированным Бандар-Логам со словами: «Можете вы шевельнуть рукой или ногой без моего приказа? Говорите...» Беспомощные, хотя прежде и очень самодовольные мартышки, чья воля оказалась полностью парализованной, хором отвечали: «Без твоего слова мы не можем шевельнуть ни рукой, ни ногой, о Каа!» Тогда Каа прошипел: «Хорошо! Подойдите на один шаг ближе ко мне! ...Ближе. ...Еще ближе».  После чего обреченные обезьяны беспомощно двинулись прямо в пасть к удаву, едва не прихватив с собой Маугли вместе с его верными друзьями. Правда, Маугли  так и не понял, для чего это старый Каа выделывал в пыли все эти жутковатые круги и вращения, потому как  финальную часть представления ему увидеть уже не довелось... Так вот, с той поры прошло несколько лет, однако блог с Телеграфом  все еще живы, и это по-своему удивительно.  Но еще удивительнее то, что придуманная когда-то в шутку аллегория с Бандар-Логами, как мне кажется, до сих пор ничуть не потеряла своей актуальности.  Во всяком случае на днях она мне очень здорово пригодилась, сейчас объясню почему.

Зашел у нас как-то в узком кругу разговор на злободневную тему - о конфликте белорусских властей с так называемым «неофициальным» Союзом поляков Беларуси. Один товарищ мне и говорит - ты, Бречек, в своих зловредных пасквилях нет-нет, да и кольнешь белорусское руководство за то, что оно, якобы, обижает наших доморощенных «поляков» (кавычки не мои), которые только вредят нашему государству, постоянно стравливая Минск с Варшавой и далее со всей Европой. И спрашивает конкретно: - «Тебе они что, так дороги? Или может «шляхетная» кровь дает о себе знать?» А потом пошли аргументы - мол, не думай, что эти самые поляки сильно озабочены судьбой белорусской независимости, мы для них хамоватые «крэсы всходни», к тому же в массе своей они дружно голосуют за Лукашенко, а случись что, за белорусский суверенитет и ломаного польского гроша не дадут... Ну, и так далее, и тому подобное.  Вот тут-то мне Редьярд Киплинг и понадобился. С его помощью я своим оппонентам и возразил, на ходу сочиняя продолжение старой сказки. Видите ли, говорю,  дело здесь не в моей вполне обычной крови и уж совсем не в поляках. Просто когда я за всем этим безобразием наблюдаю, то чувствую себя настоящим Бандар-Логом, сидящим в толпе себе подобных на обломке стены разрушенного города где-то в дремучих индийских джунглях. Сижу и в который раз собственными глазами обозреваю -  внизу на пыльной террасе старина Каа вновь исполняет свою коронную «Пляску Голода», после которой очередная партия моих хвостатых собратьев начинает исчезать в его бездонном прожорливом чреве... И при этом четко осознаю - мне все это очень не нравится. Спрашиваю у соседа справа: «За что это он их? Или просто проголодался?» - «Нет, - отвечает тот, - это чужаки, во-о-он с того, соседнего леса (показывает лапой направление), местных макак баламутят».  «А тех за что, которых вчера?...» - «Те шумели сильно. Обзывались. Называли его  ...желтым земляным червяком. А позавчера были еще одни, которые...»  И тут кто-то особо бдительный недоеденным бананом нас по затылку - шмяк, и сурово так шепчет:   «Тише вы там! Хорош болтать! Не дай Бог услышит, голову в нашу сторону оборотит - и тогда все, привет джунглям...»

То есть, формулирую я своим визави, очередной предвыборный «заглот» не с поляков начался, и не поляками закончится.  У нас в обществе все равны, и потому бояться все должны одинаково.  Почему у поляков должно быть какое-то преимущество?... Уж и не знаю, убедил я кого окончательно, или нет, но моя аргументация все же произвела на присутствующих некоторое впечатление.  Однако общее мнение у большинства сохранилось прежним:  «польский вопрос» в Беларуси всегда был, есть, и, наверное, будет еще долго.  Как и «русский вопрос», для нас куда более трагичный - который, впрочем, ныне действующая власть старается «не замечать».  Вот давайте с «польского вопроса» в Беларуси и начнем, тем более, что в блоге отдельной статьи на подобную тему еще не было.  Итак, как обычно немного истории.  Которая свидетельствует, что поляки во все времена являлись одной из основных этнических групп на территории современной Беларуси.  В разные периоды их влияние можно оценивать по-разному, но очевидно одно - и после провозглашения  БССР польские этнокультурные особенности в нашей стране в той или иной степени, но учитывались обязательно.  В первые годы советской власти особенно. Так, в 1921 году ЦИК БССР специальным решением закрепил за польским языком статус государственного - вместе с белорусским, еврейским (идиш) и русским языками. В 1924 г. существовало 136 польских школ и 7 польских детских домов. Действовали также смешанные польско-белорусские школы. С 1922 г. в Минске работали польский педагогический техникум, польское отделение Белорусского государственного высшего педагогического института, которые готовили учителей для польских школ и воспитателей для дошкольных учреждений. Работой польских учебных учреждений руководило Польское бюро при Наркомате просвещения. В 1920-1930-е годах издавалось шесть польских газет, в 1927 г было создано Польское отделение Белорусской ассоциации пролетарских писателей. В местах компактного проживания поляков организовывались польские сельсоветы (всего их было 41). С 1932 по 1937 г. на базе Койдановского района Минской области существовал Польский национальный район (переименованный в Дзержинский) -  как самостоятельная автономная административно-территориальная единица.
 
Потом было присоединение Западной Беларуси, массовые репрессии, война, затем снова репрессии с параллельной репатриацией польского населения из Беларуси и белорусского - из Польши. Но вот все закончилось, казалось, все беды и несчастья остались в прошлом, однако свободы национально-культурного развития поляки, как, впрочем, и другие народы СССР, включая белорусов, так и не получили. Зато в БССР началась политика оголтелой русификации, печальным итогом которой стало наше нынешнее состояние. ...Для  белорусских поляков перемены к лучшему начали происходить лишь во второй половине 80-х годов - со времени начала в СССР перестройки и демократизации. В 1988 году и был впервые создан Союз поляков Беларуси с центром в Гродно, возникло несколько других польских общественных организаций, началось факультативное изучение польского языка в школах, появилась польская газета «Głos z-nad Niemna» (1989). Но вот после распада «Страны Советов» на карте Европы, наконец, возникла независимая Республика Беларусь, что только способствовало активизации процесса польского национально-культурного возрождения в нашей стране. В 1991 году на Гродненском областном телевидении появилась еженедельная программа на польском языке, в 1992-м  открылся Польский народный университет в Минске, продолжалось создание польских общественных организаций (в частности, в 1994 году - Союз поляков на Минщине), создавалась система изучения польского языка и т.д.  Однако в середине 90-х годов, после победы на президентских выборах А.Лукашенко, в национальной политике руководства республики все вернулось на круги своя: в полном объеме была восстановлена и возобновлена политика тотальной насильственной русификации и дальнейшей «советизации», направленная на все население республики без исключения, в том числе и на белорусских поляков.  В результате большая часть польских культурных достижений в  стране приказала долго жить, однако Союз поляков Беларуси тем не менее упорно не хотел сдаваться.
 
Но вот однажды «момент истины» наступил и для него. Произошло это в 2005 году, когда на съезде этой организации председателем была избрана никому до того не известная Анжелика Борис, а поддерживаемый властями кандидат Тадеуш Кручковский выборы проиграл. Однако итоги голосования не были признаны Минюстом, власти инициировали проведение повторного съезда, с чем далеко не все члены СПБ согласились. В итоге появилось два Союза поляков: признанный белорусскими властями, и непризнанный, провозгласивший своим руководителем Анжелику Борис. С тех пор ситуация вокруг СПБ периодически становится поводом для международных конфликтов. Всякий раз это заканчивалось либо обменом дипломатическими нотами между Беларусью и Польшей, либо отзывом дипломатов, либо устными  взаимными претензиями. Так, официальный Минск не раз обвинял польскую сторону в попытке дестабилизировать ситуацию в Беларуси. Польская сторона в свою очередь заявляла о намерении поддержать польское меньшинство в Беларуси всеми доступными способами.  Новый конфликт разгорелся в конце января этого года вокруг Дома польского в Ивенце - небольшом местечке в Минской области. Тогда альтернативный (лояльный властям) Союз поляков попытался провести там съезд, чтобы сместить председателя местного отделения непризнанного СПБ Терезу Соболь. В результате десятки активистов неподконтрольного властям Союза поляков, которые следовали в Ивенец, были задержаны. А уже восьмого февраля здание польской общины в Ивенце было захвачено белорусскими силовыми структурами, после чего Польша немедленно отозвала из Беларуси своего посла Хенрыка Литвина. Несмотря на разгоревшийся международный скандал, силовые акции против активистов независимого СПБ не прекратились:  15 февраля в Ивенце задержали сорок человек, спустя два дня еще несколько десятков, причем все задержанные намеревались принять участие в заседании суда, который должен был решить дальнейшую судьбу польского культурного центра. Но вот в прошлую среду 17 февраля в Воложинском районе состоялся суд, который окончательно постановил: Дом польский в Ивенце будет находиться в собственности зарегистрированного в министерстве юстиции страны «Союза поляков на Беларуси». На минувшей неделе судебные приставы описали имущество и опечатали здание в Ивенце - то есть рейдерский захват Дома польского с блеском состоялся.

Председатель Главной Рады Союза поляков Беларуси Анджей Почобут прокомментировал это событие так: «Белорусский режим не терпит никакой независимой активности внутри страны. Пятнадцать  лет правления Лукашенко - это процесс постепенного огосударствления общественных организаций. Тут и Союз писателей можно вспомнить, профсоюзы и так далее. Какая угроза от Союза писателей? В определенный момент очередь дошла и до Союза поляков. Союз поляков - это довольно крупное общественное объединение, у нас в 2005 году было 20 тысяч членов. Когда на съезде проиграл человек, которого поддерживали власти, независимые СМИ назвали это «оранжевой революцией». И власти начали с этой «оранжевой угрозой» борьбу с использованием спецслужб, силы и давления. Это, конечно, выглядит достаточно комично, если посмотреть со стороны, так как Союз поляков всю свою историю занимался только развитием польского языка и культуры. Я думаю, что сейчас власти вернулись к этой проблеме, потому что увидели, что те репрессии, которые были в 2005-2006 годах, не сломали организацию. Опасен сам пример солидарности людей, то, что несмотря на жесткое давление властей, организация существует и даже усилила свои позиции. Очень много людей, которые раньше не принадлежали к Союзу, после всех этих событий присоединились к нему...» Все это, конечно, так, но  и не совсем. На мой взгляд, белорусские власти напуганы не столько самим фактом существования независимого СПБ,  сколько той политикой, которую в последние годы официальная Варшава пытается проводить по отношению к Беларуси. Например, в начале 2008 года польский Сейм принял закон «О карте поляка», которую при большом желании половина белорусов может получить сразу, а вторая - если сильно захочется. Много претензий у Минска к Варшаве и по поводу создания два года назад телеканала «Белсат», финансируемого из резервного фонда правительства Польши и поставляющего белорусам новости и программы без идеологической цензуры.

Подобных примеров можно провести немало, но все же я не стал бы преувеличивать их значение. «Происки коварной Польши» против синеокой, по-деревенски наивной Беларуси в реальной жизни - полная чепуха, и КПД от их всех, вместе взятых, стремительно приближается к нулю. Так что городить огород вокруг СПБ и, тем более, вокруг Дома польского в Ивенце у белорусских властей не было ни малейшей необходимости. Особенно в условиях жесточайшего экономического кризиса, когда по пустякам пикироваться с Европой - себе дороже. Да и вообще, вся эта возня сильно напоминает заранее спланированную «подставу», конечной целью которой является страстное желание определенных сил еще больше оттолкнуть Беларусь от Европы, понятно в каком направлении. Это мое личное мнение, но, как оказалось, так думаю не один только я. Еще более конкретно и недвусмысленно высказался по этому поводу известный белорусский правозащитник, публицист, бывший политзаключенный и узник совести Валерий Левоневский, который считает репрессии по отношении к СПБ обычной «войсковой операцией».  Вот что он пишет на своем сайте levonevski.net: «Надо быть очень наивным человеком, чтобы не видеть, что провокации в отношении давно созданного Союза поляков Беларуси (руководитель Анжелика БОРИС), это хорошо продуманная войсковая операция спецслужб России. Данная операция осуществляется через милицию, СМИ, пособников и агентурную сеть. Подобным образом поступали с политическими партиями, профсоюзами, предпринимательскими и другими структурами. По мнению силовиков, все возникающие протестные настроения в Беларуси должны быть управляемы спецслужбами. Оппозиция и власть в республике вроде есть, но «ручные». «Кукловоды» сидят в Кремле. Тут нет ничего нового. По такому принципу живут многие страны. Проблема Белорусов в том, что «кукловоды» не только нищие, но и недальновидные. Они работают очень грубо и непрофессионально, часто повторяя одни и те же сценарии. Кроме того, так в отношении братского народа не поступают. Но это тема отдельной дискуссии. ...Цели такой линии поведения против Союза поляков Беларуси очевидны. Приближаются выборы президента Республики Беларусь. Возникает необходимость устранить всех, кто может повлиять на мнения граждан по данному вопросу. Очевидно, аналитический центр при КГБ и ФСБ пришел к выводу, что Союз поляков Беларуси представляет собой угрозу отрепетированной политической кампании 2011 года. ...Как мне подсказывает личный опыт, кампания против Союза поляков Беларуси будет иметь свое продолжение. В процессе местных выборов в Беларуси будут выявлять активных граждан, которые не подконтрольны властям, для последующего устранения из политики (это основная задача выборов -2010)...»

Короче, все, как в сказке про Маугли. Глотать своих Бандар-Логов старый Каа, конечно, глотает, но я не уверен, что с удовольствием и вовсе не обязательно всегда по собственной инициативе.  Главное, его необходимо как следует напугать, подталкивая к активным действиям. Для этого совсем не нужно долго ломать голову, придумывая поводы и причины, достаточно нескольких заветных слов, типа: «Надо их (неважно кого) проучить, чтобы не забывались, когда говорят о своем господине! Чтобы помнили получше!» А дальше - дело техники:  луна, терраса, стая испуганных Бандар-Логов и привычный за много лет диалог: «Довольно ли света, хорошо ли вам видно?» - «Мы видим, о Каа!» - «Хорошо! Начнем же пляску Каа - Пляску Голода. Сидите смирно и смотрите!»...  Редьярд Киплинг утверждает: «Одна из прелестей Закона Джунглей состоит в том, что с наказанием кончаются все счеты.  После него не бывает никаких придирок».  Очень верно подмечено - ну какие потом могут быть счеты, и, главное, к кому?  После наказания и придираться-то больше не к кому...  Всех, конечно, не проглотишь, но эффект налицо - какое-то время после очередной экзекуции Каа может смело наслаждаться тишиной и покоем. И даже «стой, кто идет?» спрашивать не надо - любой Бандар-Лог тут же вытягивается по стойке смирно, приветствуя четко, по-военному: «Мы с Вами одной крови - я и Вы!»