Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белорусские ножницы для российского телевидения

© 1tv.ruКадр из передачи "Мульт личности"
Кадр из передачи Мульт личности
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наряду с "зачисткой" независимых СМИ белорусские власти постоянно фильтруют критическую информацию о себе из других источников. На счету цензоров множество российских сюжетов и фрагментов передач, в которых Александр Лукашенко представлен в комичном виде или же в негативном ключе.

Наряду с "зачисткой" независимых СМИ белорусские власти постоянно фильтруют критическую информацию о себе из других источников. На счету цензоров множество российских сюжетов и фрагментов передач, в которых Александр Лукашенко представлен в комичном виде или же в негативном ключе. "Лучше запретить, чем не запретить", – объясняет логику властей белорусский медиаэксперт и кинодокументалист Леонид Миндлин.

Ножницами прошлись по «ПрожекторПерисХилтон», «Большой разнице», выпускам «Мульта личности», где Александр Лукашенко не раз становился героем или поводом для комментариев российских телевизионных острословов.

Внедрение в эфир

Первая попытка внедрения в российский эфир на территории Беларуси имела место в 1996 году, перед референдумом. «Проходило так называемое Всебелорусское собрание народных представителей, и тогда, кроме кнопки БТ (белорусского телевидения – DELFI), трансляция этого собрания, в том числе и выступление Лукашенко, шло и в эфире НТВ, РТР и ОРТ. Это было первой попыткой такого внедрения», – рассказывает о белорусско-российских «телеотношениях» Л.Миндлин.

«В 2001 году перед Днем победы отключили выступление Путина, которое заместили выступлением, кажется, Лукашенко, что вызвало бурную реакцию общественности. Все это очень просто объяснили тем, что подул ветер и сдвинул главную тарелку страны. На самом деле, шла проба того, какой будет реакция Москвы и реакция в самой Беларуси», – вспоминает эксперт.

Тогда же появился первый фильм Павла Шеремета «Дикая охота» о своем пропавшем коллеге операторе ОРТ Дмитрии Завадском. «Технически можно было либо снять этот фильм и поставить что-то другое, но сложилась бы конфликтная ситуация, особенно если учесть, что это было летом 2001 года, накануне президентских выборов. Не хотели портить отношения с Россией и главным телевизионным каналом», – продолжает Л.Миндлин.

По его словам, фильм вызвал в Беларуси определенный эффект, «потому что многие люди просто не знали о произошедшем с Дмитрием Завадским, Виктором Гончаром, исчезнувшими политиками».

Второго фильма Павла Шеремета «Дикая охота-2» уже не было в программе.

«Технические проблемы решили очень просто, – поясняет Л.Миндлин. – Сегодня на территории Беларуси не принимается ни один российский канал в чистом виде, кроме тех, что принимаются через спутниковое вещание».

Российский телеэфир фильтруют

В Беларуси в свое время были созданы такие, по выражению Л.Миндлина, «телемутанты» как «НТВ-Беларусь», «РТР-Беларусь» и «ОНТ» (Общенациональное телевидение).

«Я не знаю уровня их коммерческих взаимоотношений, но они работают примерно так, как работают региональные операторы, – утверждает он. – Развлекательный продукт и фильмы берут с российских каналов. Новостные, аналитические ток-шоу практически не транслируются. Есть возможность отслеживать эфир заранее. Если не ошибаюсь, картинка принимается с дальневосточных спутников в день эфира, есть запас времени. Так происходило когда вырезали «ПрожекторПерисХилтон» и «Большую разницу». Их или снимали, замещая другими программами, или обрезали, убирая лишнее».

Контроль над эфиром

По его словам, сейчас в Беларуси есть возможность полностью контролировать приходящее российское вещание, хотя одно время российское телевидение доминировало на белорусском медиапространстве.

«В этом был большой минус, потому что качество российского телевизионного продукта на порядок выше, его больше смотрели, – подчеркивает Л.Миндлин. – Естественно, что белорусский телезритель (а российское телевидение смотрели миллионы) жил не проблемами своей страны. Он знал о них меньше, чем о проблемах России. Белорусское телевидение давало благостную картинку, рядом шла картинка из России. Это был принцип построения новостных программ: во внешнем мире – плохо, у нас – хорошо».

Несмотря на изменение системы трансляции, большая часть телевизионного продукта – продукт российский. Но то, что приходит в Беларусь – цензурируется.

Программа «Мульт личности», где белорусский президент не раз становился объектом пародий, на территории Беларуси вообще не транслировалась. По политическим ли причинам или по коммерческим – неясно. «Отношения между ОНТ и Первым российским каналом – это тайна за семью печатями», – утверждает эксперт.

«Мульт личности» вызвал бы сочувствие к Лукашенко

Л.Миндлин недоумевает, почему в Беларуси не пропускают в эфир такие программы, как «Мульт личности», поскольку, считает он, подобные программы у рядовых белорусов вызвали бы, скорее, сочувствие к своему президенту, нежели нечто иное.

«Но наши идеологи боятся, что это будет воспринято, как издевательство. Там есть элемент издевательства, и если бы это показали, то, я думаю, это вызвало бы, скорее, сочувствие главному персонажу, который там появляется», – уверен эксперт.

Запрет тем более непонятен, поскольку вопреки запретам, все появляется в Интернете. На частных прилавках стоят диски с «Мультом личности». «Но у властей принцип простой: лучше запретить, чем не запретить. В элитных кругах – ворчат, а остальная часть населения этого не замечает. Даже если бы это шло в эфире, я не уверен, что смотрели бы», – полагает Л.Миндлин.

Россия никогда не вела информационной войны в отношении Беларуси

Продукты российского телевидения, безусловно, в первую очередь, рассчитаны на внутренний рынок. В Минске же, Кремль постоянно обвиняли с развязывании информационной войны против Беларуси, подчеркивает собеседник DELFI.

«На самом деле, настоящая информационная война происходила, когда воевали в эфире с Эстонией, когда была российско-грузинская война, – перечисляет Л.Миндлин. – Это была пропаганда, которая имела эффект. Против Беларуси такая война никогда не велась. Были сюжеты в новостных программах. Иногда что-то появлялось в ток-шоу. Но опять же появлялись разные мнения. Россия давала Лукашенко много эфира. Он был и в программе «Герой дня», «Герой дня без галстука», в ток-шоу НТВ, ОРТ, РТР. Человеку, давали возможность высказать свое мнение, чего, кстати, не давали делать его оппонентам. Кроме 30-ти секунд в новостных сюжетах такой возможности у них не было».