Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мы им – уран, они нам – реактор?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкТаблетки диоксида урана
Таблетки диоксида урана
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как сообщило американское агентство Associated Press со ссылкой на источник в Государственном департаменте США, Белоруссия может получить ядерный реактор на низкообогащенном уране в обмен на отказ от запасов высокообогащенного урана, который может использоваться для изготовления ядерного оружия.

Как сообщило американское агентство Associated Press со ссылкой на источник в Государственном департаменте США, Белоруссия может получить ядерный реактор на низкообогащенном уране в обмен на отказ от запасов высокообогащенного урана, который может использоваться для изготовления ядерного оружия. Тем временем американский ежедневник New York Times, также со ссылкой на высокопоставленного представителя Госдепартамента, сообщил, что в обмен на отказ от высокообогащенного урана Белоруссия получит не сам реактор, а только рекомендательную информацию для его построения.

О том, что Белоруссия ликвидирует опасные запасы, официальный Минск объявил на саммите ОБСЕ в Астане. В соответствии с подписанным соглашением, Белоруссия передаст для утилизации 220 килограммов высокообогащенного урана. В этом году Александр Лукашенко заявил, что в Белоруссии есть «сотни килограммов» высокообогащенного урана, который используется «исключительно в научных целях». По оценке американского Института международных исследований, Беларуссия имеет 170 килограммов высокообогащенного урана в Объединенном институте энергетических и ядерных исследований в Соснах под Минском. Согласно другим источникам, высокообогащенного урана в Белоруссии намного меньше – около 40 килограммов. Но даже такого количества достаточно, чтобы производить ядерные бомбы.

Такую возможность подтверждает и профессор, активист движения «Ученые за безъядерную Белоруссию» Георгий Лепин: «Если измерение на сотни килограммов – это уже много. Потому что атомное оружие – если речь об обогащенном уране или плутонии – то количество измеряется несколькими килограммами. Это не означает, что они могли создать большой набор бомб, но небольшой – да. Правда, для этого требуется обогащение. Но я поймал такое выражение: американцы хотят получить гарантию, что обогащением Белоруссия заниматься не будет, ни топливо не будет использовать, ни обогащать. В свое время у нас разрабатывался передвижной военный реактор, и все это топливо осталось. Сначала было оставлено для практических целей. Пока топливо есть. В Соснах, где оно хранится, имеется режимное предприятие, которое работает в опасных условиях. А это для сотрудников, для института, якобы выгодно. И они это топливо не отдали России, хотя в принципе должны были отдать».

В совместном заявлении США и Белоруссиия, принятом по итогам встречи Госсекретаря США Хиллари Клинтон и министра иностранных дел Белоруссия Сергея Мартынова, говорится, что Белоруссия приняла решение о ликвидации всех своих запасов высокообогащенного урана и намерена осуществить это до следующего саммита по ядерной безопасности в 2012 году.

Представитель министерства иностранных дел Андрей Савиных говорит, что такое соглашение имеет для Белоруссии хорошие перспективы: «Что касается совместного заявления Республики Беларусь и Соединенных Штатов Америки, то она, безусловно, открывает дополнительные возможности во взаимодействии двух государств, в том числе по мирному использованию атома. Какой будет формат этого сотрудничества, покажет будущее».

Но, как считает эксперт в области атомной энергетики, кандидат технических наук Юрий Воронежцев, американская сторона в обозначенном будущем вряд ли обеспечит Белоруссию реактором. Прежде всего, по политическим причинам: «Предоставление реактора – вещь достаточно серьезная. Во-первых, это же не просто – нате вам реактор, и всё. Это очень сложная, обставленная всяческими формальностями и церемониями процедура, согласование которой тянется не один год. Во-вторых, Соединенные Штаты никогда при существующем режиме Белоруссии никакого реактора не дадут. Представьте, что будет в Конгрессе – это же просто скандал! Скорее всего, речь идет об исследовательском реакторе. Потому что тот уран, который использовался, и который Белоруссия, так сказать, «добровольно» сдает, использовался на исследовательском реакторе в Соснах».

В этом году Белоруссия вместе с Ираном и Северной Кореей не пригласили на саммит по вопросам ядерной безопасности в Вашингтоне. Причина в отказе Минска сотрудничать в вопросе обогащенного урана. Однако после подписанного соглашения Белоруссия вышла из ряда изгоев и получила приглашение на аналогичный саммит в Южной Корее в 2012 году. Но на самом ли деле в Белоруссии высокообогащенного урана столько, что это заслуживает отдельной темы?

Говорит Юрий Воронежцев: «Полагаю, что тема поднята достаточно искусственно, потому что еще в 1996 году здесь выгребли всё. Хотя я не исключаю, что определенное количество было, и из него что-то можно было сделать. Но, опять же, не в условиях Белоруссии, так как атомную бомбу не сляпаешь в Соснах или где-то на заводе «Горизонт». Для этого нужны серьезные технологии. Полагаю, что просто был хороший информационный повод для тех же Штатов показать, что они идут в фарватере политики Евросоюза в связи с обострением отношений с Россией. То есть, это все искусственно. Потому что этот уран лежал-лежал, он никому не был нужен, и тут вдруг о нем вспомнили. И если в вопросе о том, что американского реактора мы не получим, – это моя уверенность, то в вопросе насчет урана – это моё мнение».

Вместе с тем, в Госдепартаменте США пока не могут сказать, какая часть урана, хранящегося в Белоруссии, пригодна для изготовления ядерного оружия. В Объединенном институте энергетических и ядерных исследований в Соснах отказываются комментировать подписанные белорусско-американские договоренности.

Перевод: Светлана Тиванова